Войти в почту

"Казан егетләре": перестановка слагаемых

История бойз-бэнда с множеством фамилий

"Казан егетләре": перестановка слагаемых
© Реальное время

Весной 2023 года группа "Казан егетләре" вышла на сцену в условном "золотом" составе: из оригинального состава выступили три участника. Происходило это на 50-летнем юбилее Артура Мингазова в культурном центре "Сайдаш", которым вокалист последние годы руководит. "Казанские парни" — редкий пример татарского мальчикового бэнда. В котором по классике продолжают тасовать участников.

При чем здесь "Орфей"

В дискографии "Казан егетләре" есть релиз 2014 года, который называется "Черным альбомом" — как "последний альбом старого состава". Причем это, опять же, не квартет, а уже трио, и не совсем "золотое": Артур Мингазов, Марат Галимов, Айдар Аглямов. Но продюсер тот же — Рафаэль Мазитов.

Мазитова мы знаем по ВИА "Орфей". Ансамбль возник в КГУ под названием "Аргонавты", а "Орфеем" стал, когда в нем появились вокалисты. Играл в нем, в частности, "саунд-продюсер" Ильгама Шакирова Вадим Усманов.

ВИА стал ездить в столицы, посетил Грузию с Болгарией. После "Орфей" стал первым профессиональным ансамблем Казани, при Татарской филармонии. В середине 70-х на посту руководителя Усманова сменил Мазитов, группа играла с Ренатом Ибрагимовым, меняла названия и прописку.

В 1980-е Мазитов занимался активным продвижением разнообразных артистов, в полной мере реализовывая возможности закона "О кооперации в СССР". К примеру, под его крылом работала группа "Фристайл" и Вадим Казаченко, Михаил Муромов. А помните проект "Волшебные сны"? И я не помню.

В 1997-м он собрал квартет, который сначала назвал "Зиннәт", потом "Мирас" и, наконец, "Казан егетләре". Тогда же записывается первый альбом. Песня "Авылым урамнары" — оттуда. Интересное сочетание: клубные мальчики играют песню с баяном в клубе.

В религию, в ремонт

Самому старшему, гитаристу Артуру Мингазову, в начале было около 24. Другим — еще меньше. Некоторое время в группе поет Илназ Хакимов. Это певец и композитор Илназар. После его ухода складывается состав: Мингазов, Азат Адиев, Марат Галимов, Вэли Фазлиахметов.

"Казан егетләре" выступают в Казани, по республике, по России. 2000-е годы для них начались хитом "Миләүшә" (слова Марселя Галиева, музыка Ганса Сафиуллина) и победой на Международном тюркском фестивале "Урал моны" с песней "Кул-Шариф". В интернете можно найти информацию, что их стилем занималась дизайнер Катя Борисова.

В 2009-м из коллектива уходят Адиев и Фазлиахметов, которые организуют проект "Райян", поющий религиозные песни. "Райян" — название двери в рай для постящихся (группа появилась в Рамазан).

А к Мингазову и Галимову присоединяется Айдар Аглямов. В 2013-м Галимов падает с шестиметровой высоты, ломает обе ноги и получает травму позвоночника.

И состав кардинально меняется. Мингазов и Галимов теперь дуэт "Артур & Марат" (который очень болезненно, судя по интервью, воспринимает разговоры о новой группе под старым названием). А к Аглямову присоединяются Ильнат Фархуллин, Фаниль Файзуллин и Айнур Латыйпов.

В 2017-м Адиева признали виновным в создании ячейки запрещенной в России террористической организации "Хизб ут-Тахрир" и распространении ее идеологии и отправили в колонию на 19 лет. Ему тогда было 39, он растил четырех детей. В судебном заключении указывалось, что в организацию он в вступил в 2009—2010 годах. Арестовали его в октябре 2014-го.

Следи за именами

В 2020-м "Казан егетләре" — это уже Айдар Аглямов, Радик Шарафиев, Айсаф Хазиев, Ильназ Инсафов. Судя по афишам нынешних Сабантуев — уже только Аглямов, Хазиев, Инсафов. А Шарафиев играет на гитаре у Фирдуса Тямаева. Словом, это, конечно, не "ВИА ГРА." Но запутаться можно. К тому же каждый бывший участник потом что-то выпускает (в основном безликий танцевальный поп), гастролирует. В "Казан егетләре", говорят, в составе ищут четвертого участника. Кстати, и дуэт "Артур & Марат" распался в 2019-м...

В 2005-м я брал интервью у первого состава. "Все надо делать через шок, — так они объясняли рецепт успеха. — Сначала будут хаять, а потом — хвалить. Только так".

Говорят, что татарский шоу-бизнес идет своей дорогой. Но если отслеживать биографию "Казан егетләре", то музыканты (а также продюсер, директор, стилист, аранжировщик) следуют общим тенденциям русской эстрады. Сравните "Миләүшә" и песню "Саргайган мәхәббәт" середины нулевых, которую якобы не хотели крутить каналы: явственно идет курс от дискотек в стильные бары, от танцев — к эффектному лайфстайлу. Так что это скорее "Блестящие": от рейвов — к роскоши. Но без индивидуальности. Что странно, на официальном канале в YouTube совсем нет старых роликов. Хотя ностальгия — это и есть то, что сейчас двигает музыку.