Войти в почту

Как находили себя в мирной жизни ветераны Великой Отечественной войны

"Душу труднее исцелить, чем тело" - третьего мая нынешнего года "РГ-Неделя" опубликовала материал о том, чем помочь солдатам, вернувшимся домой из зоны боевых действий. Публикация вызвала добрые отклики. Очень актуальной назвал тему Герой России, участник боевых действий в Афгани-стане и Чечне Андрей Романов. А недавно с редакцией связался Александр Аладышев, кандидат медицинских наук, в прошлом завкафедрой медицинской информации и проректор по информатизации Алтайского медуниверситета.

Как находили себя в мирной жизни ветераны Великой Отечественной войны
© Российская Газета

- То, что в крае создана служба сопровождения ветеранов боевых действий, очень правильно и своевременно. Мне кажется, большинство тех, кто сейчас рискует жизнью на передовой, вернувшись в мирную жизнь, не станут бить себя кулаком в грудь и требовать к себе повышенного внимания. А помощь и поддержка им будет очень нужна, - отметил собеседник и привел в пример историю своего отца, Василия Валентиновича Аладышева.

Семнадцатилетнего Василия призвали в армию в ноябре 1943 года. К тому времени семья Аладышевых уже получила похоронку на отца, Валентина Егоровича, скончавшегося от ран в госпитале Ставропольского края. Воинскую присягу Василий принял в Соликамске 15 января 1944 года при 190-м стрелковом полке внутренних войск НКВД. В декабре того же года его перевели в 288-й стрелковый полк ВВ НКВД, дислоцированный в латышском Даугавпилсе. В апреле 1945-го полк вошел в состав 5-й стрелковой дивизии ВВ НКВД и разместился в городке Мадона (Латвийская ССР).

- Отец никогда ничего не рассказывал про те годы. Все мои попытки разговорить его ни к чему не приводили. Он замолкал, смурнел, уходил от расспросов. Скупые записи в военном билете, который я нашел только после его смерти в 2012 году, говорят, что отец служил наводчиком станкового пулемета, командиром отделения. После мая 1945 года для отца война не закончилась. Записи в военном билете говорят об участии в боевых действиях с октября 1946-го по декабрь 1950 года в Прибалтике, где, как он обмолвился, вместе с сослуживцами "гонял по лесам зеленых братьев".

Какая гражданская война бушевала в Прибалтике после Второй мировой, старшее и среднее поколение нашей страны может знать по кинофильму "Никто не хотел умирать", снятому литовским режиссером Витаутасом Жалакявичусом. Картина получила премию Ленинского комсомола и Государственную премию, была признана лучшим советским фильмом 1966 года по результатам опроса читателей журнала "Советский экран". Даже спустя почти шестьдесят фильм смотрится на одном дыхании. Советским воинам порой приходилось не менее сложно, чем в битве с фашистской Германией. На фронте хотя бы было понятно, где свои, а где враги.

- В конце 70-х годов у отца проявилась тяжелая форма бронхиальной астмы. Будучи студентом медицинского института, я решил собрать анамнез его болезни и попытался выяснить причину астмы. Нехотя отец рассказал, что однажды ему с товарищами пришлось больше суток просидеть в болоте в ледяной воде в ожидании тех самых "зеленых братьев". С тех пор легкие стали подводить.

Подробности службы Василия Валентиновича в Прибалтике удалось узнать одному из его бывших учеников - после демобилизации Аладышев обосновался в Барнауле, где с 1954 года и до пенсии проработал учителем в средней школе N 45.

- Отец, наверное, в силу специфики своей службы, не числился в списках участников войны и не получал положенных льгот до тех пор, пока его ученик, ставший сотрудником КГБ, не сделал запрос в соответствующие архивы. После получения подтверждения, что воинская часть, в которой служил отец, принимала участие в боевых действиях, была сделана соответствующая запись в военном билете. Если мне память не изменяет, произошло это в шестидесятые годы. Отец был благодарен своему школьному воспитаннику.

Из архивных документов стало ясно, что воевал Василий Аладышев смело и умело. Особенно ожесточенными были бои с октября 1945-го по ноябрь 1946 года. Регулярные столкновения с латышскими на-ционалистическими формированиями происходили в районе "Рига - Мадона - Даугавпилс" и в Эстонии, и никто не хотел уступать. Также полк высылал в командировки вооруженные команды "для борьбы с бандитизмом" на территориях Украинской ССР и РСФСР.

Василий Аладышев о войне не говорил никогда - где и как он воевал, стало известно только благодаря его ученику. Фото: Предоставлено Александром Аладышевым

Однажды один из отрядов "зеленых братьев" пришлось караулить в засаде двое суток. Была получена оперативная информация, что планируется нападение на важный объект. Аладышев со своим расчетом выбрал удобное место на возвышенности, с которой просматривалась вся лесная поляна. Два дня и две ночи никто не появлялся. Лежали тихо. Не ходили, не шумели, костров не разводили, питались сухпайками. Третья ночь выдалась лунная, было очень светло. "Зеленых" Василий заметил сразу. Как только они все втянулись на поляну, дал длинную очередь, потом еще и еще. Уйти удалось немногим. Были захвачены пленные, давшие ценную информацию.

- В марте 1950 года отца перевели в штаб 5-й стрелковой дивизии войск внутренних войск МГБ. Последние годы на сверхсрочной службе он служил фотографом и художником. Увлеченность рисованием стала в конце концов профессией - отец работал школьным учителем черчения и рисования. Талант и способности передались его внуку, моему сыну Андрею, который тоже стал профессиональным художником. Интересно, что дед отца, Егор Аладышев, был сельским иконописцем, так что правило передачи талантов и способностей через поколение действительно работает, - с улыбкой рассказывает Александр Васильевич.

День Победы Василием Валентиновичем Аладышевым отмечался неизменно в семейном кругу.

- От остальных этот праздник отличался тем, что отец надевал пиджак с наградами и подчеркнуто торжественно садился за стол. Звучали тосты "За победу", "За тех, кого нет с нами" и "Чтобы не было войны..." Однажды мы работали в саду, стали копать компостную яму. Я удивился, как ловко отец управляется с лопатой и землей. Я - молодой, сильный, спортивный - не мог угнаться за ним. На мой вопрос: "Как у тебя так быстро получается?" прозвучал грустный ответ: "Покопал бы ты с мое". Стало не по себе. Действительно, сколько же этой земли перелопатил почти за десять лет наводчик пулеметного расчета... Задаюсь сейчас вопросом, почему отец ничего не рассказывал, и понимаю, что для него в его службе не было ничего героического. Героями для него был отец, воевавший с 1941-го по 1943 год, в самый тяжелый период войны, и его погибшие товарищи. Демобилизовавшись в 1952 году, отец сразу снял военную форму. На всех послевоенных фотографиях он в штатском и никаких медалей. Не хотел напоминать окружающим о войне? Если так, то на него это очень похоже.

В семье Аладышевых царил культ книги. Василий Валентинович собирал книги по истории живописи, технике рисунка, живописи, скульптуры, альбомы художников. Эти альбомы он часто использовал в качестве методических материалов во время уроков. После его смерти собрание перекочевало в Новоалтайскую городскую библиотеку.

- Он был любящим отцом, мы с сестрой Татьяной называли его "Папочкин", против чего он не возражал. Папочкин любил рыбалку и землю. Садовый участок на Кордоне занимал все его свободное время и, наверное, напоминал о родной деревне в Мордовии, по которой он откровенно скучал. Часто брал этюдник или фотоаппарат и уходил в лес, на реку, рисовал с натуры и фотографировал. Для меня он был не просто отцом, а строгим наставником, добрым и любящим другом, шахматным учителем, а потом и соперником. В ответ на мое "я устал" неизменно слышал "все устали", а в ответ на "больше не могу", как правило, звучало дружелюбное "а ты через не могу". В детстве казалось, что это слишком сурово, но с возрастом я понял, что только так и воспитывается характер. Преодолевая трудности, мы создаем себя. У меня самого давно уже внуки, но отца не хватает. Очень не хватает.

Из оперативной сводки за декабрь 1948 года

По данным органов МГБ, в Латвийской ССР действуют 46 банд и 366 бандитов, в Эстонской ССР - 14 банд и 59 бандитов. В декабре 1948 г. высылалось 83 войсковых наряда с привлечением 2 009 бойцов. Убито бандитов 12, захвачено в плен 16, задержано бандпособников 73. В 6 боестолкновениях убито 12 бандитов, захвачен 1, убито бандглаварей 2. Изъяты: 1 пулемет, 6 автоматов, 1 винтовка, 4 320 патронов, 6 гранат, утерян 1 сигнальный пистолет. Невысокая эффективность некоторых мероприятий объясняется получением недостоверных и устаревших сведений для высылки войсковых нарядов.