Первой части «Пиратов Карибского моря» — 20 лет

Картине Гора Вербински исполнилось 20 лет. В успех ленты поначалу мало кто верил: жанр пиратского приключенческого кино в Голливуде начала 2000-х был не самым востребованным. В 1995-м на нём поставили жирный крест после того, как фильм «Остров головорезов» провалился в прокате и похоронил студию, ранее участвовавшую в производстве успешной ленты . После этого крупные игроки кинобизнеса почти десятилетие и слышать ничего не хотели про морских разбойников, пока не решилась «экранизировать» один из аттракционов собственных тематических парков.

Первой части «Пиратов Карибского моря» — 20 лет
©  RT

История «Пиратов Карибского моря» держится на нескольких глобальных «столпах», и основной из них — это одноимённый аттракцион в «Диснейленде», запущенный 18 марта 1967 года, последний, к созданию которого руку приложил основатель компании . Некоторые сцены аттракциона перекочевали прямиком в картину Гора Вербински, в частности, эпизод с пиратами за решёткой, которые пытаются приманить к себе собаку с ключами от камеры. Фильм «Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины» стал первым кинопроектом, премьера которого состоялась в «Диснейленде» — 28 июня 2003 года.

Видео дня

Наследие старых кинопиратов

Вехи поменьше — это многочисленные приключенческие фильмы про пиратов, которыми вдохновлялись авторы киносерии. В частности, в ленте присутствуют прямые отсылки к классике — например, эпизод, в котором главные герои Уилл и (капитан) Джек Воробей идут под водой, держа над собой лодку, является цитированием фильма «Красный корсар» 1952 года, а появление персонажа в начале картины, сходящего на пирс с мачты утонувшего корабля, — дань уважения ленте Бастера Китона «Навигатор» (1924). Интересна связь и с фильмом-убийцей кино о пиратах — «Островом головорезов» (1995). Пистолет с украшенной черепом рукоятью, принадлежавший антагонисту картины капитану Догу, достался Гектору Барбоссе, да и параллель между обезьянами Королём Карлом из «Острова» с Джеком из «Пиратов» сложно не заметить. Кроме того, актёры Дэвид Бэйли и исполнили в обоих проектах похожие роли (последний присоединился к франшизе со второго фильма).

Сценаристы Терри Россио и Тед Эллиот, известные по таким лентам, как , «Шрэк» и , вынашивали идею фильма о пиратах с 1990-х, однако их инициативы не встречали понимания — продюсеры отказывались брать в работу такой проект. Однажды копию сценария получил и загорелся идеей снять ленту. По мнению режиссёра, Джека Воробья могли сыграть , или , но и это не нашло отклика у студийных боссов. Более того, даже когда лента была запущена в производство, кинематографисты готовились к её провалу.

«Помню, как я рассказал идею фильма , и он сказал: «Ты с ума сошёл! Ты собрался фильм о пиратах снимать? Никто не пойдёт смотреть фильм о пиратах!». Подчёркивалась мысль: «Хуже идеи и быть не может». И в этом было что-то волнительное. Фильм был прямо-таки обречён на провал. Ты приступаешь к созданию чего-то в жанре, который не имеет успеха, или же где есть множество исторических свидетельств тому, что он не будет иметь успеха», — цитирует Гора Вербински Collider.

Похожего мнения придерживалась и исполнительница главной женской роли . По словам режиссёра «Реальной любви» , Найтли, которая тогда играла в его картине Джульетту, говорила, что не верит в успех «Пиратов Карибского моря».

«Помню, во время съёмок (фильма . — RT) мы разговаривали с Кирой, и я спросил её: «Чем дальше займёшься?». А она ответила: «Думаю, ничего не выйдет. Это фильм о пиратах, а они всегда проваливаются», — приводит слова постановщика ScreenRant.

Об отсутствии энтузиазма Найтли может говорить также тот факт, что актриса взяла с собой минимум вещей на съёмки — была уверена, что её быстро уволят.

Возможный актёрский состав

Одним из основных кандидатов на роль кузнеца Уилла Тёрнера считал Хита Леджера, но итоговый выбор был сделан в пользу Орландо Блума, поскольку он в то время снимался в популярной трилогии «Властелин колец» и постановщик счёл его участие более выгодным. Кроме того, Тёрнера могли сыграть такие актёры, как , , Юэн Макгрегор, , Бен Пейтон и .

Кандидатов на роль Джека Воробья также было немало. Изначально персонажа писали под , однако его кандидатуру отклонила студия. Впоследствии на эту роль рассматривались Мэттью Макконахи, , , и , который отказался от предложения, предполагая, что фильм про пиратов не будет иметь большого успеха.

Однако образ эксцентричного и слегка своеобразного морского волка воплотил на экране Джонни Депп. Интересно, что это был второй случай, когда он «увёл» роль у Джима Керри — до этого аналогичная ситуация произошла перед съёмками «Эдварда Руки-ножницы». Ещё раз Депп перешёл дорожку Керри во время работы над картиной .

RT

Видение Деппом его персонажа оказалось слишком экстравагантным по мнению продюсеров ленты и представителей студии. Во-первых, артист предложил лишить Джека Воробья носа и добавить странных фобий — боязнь простуды и перца. Во-вторых, золотые коронки во рту у пирата — вовсе не накладные, а настоящие, и они не понравились продюсеру Джерри Брукхаймеру. Он попросил Деппа оставить лишь пару-тройку золотых зубов.

Костюм Джека Воробья должен был скрывать обилие татуировок актёра, при этом тату с птицей на руке в картине было ненастоящим. Впрочем, это артист быстро исправил и обзавёлся ещё одной наколкой.

Кроме того, Депп решил, что манера поведения пирата XVIII века должна быть как у рок-звёзд, и стал копировать повадки, жестикуляцию и мимику своего старого кумира и друга Кита Ричардса из Rolling Stones. К слову, впоследствии сам Ричардс дважды появлялся в фильмах франшизы в роли отца Джека Воробья.

Интересно, что фирменная фразочка Джека «Смекаешь?» — оказалась импровизацией актёра, как и предложение, сказанное персонажем ближе к концу ленты — «Поплывём к горизонту» (Bring me that horizon). Впоследствии это выражение в слегка изменённой форме стало названием популярной британской рок-группы Bring Me the Horizon.

Образ пирата-разгильдяя настолько поглотил Деппа, что актёр едва не нажил врагов среди костюмеров: за время съёмок он потерял или утопил десять знаменитых кожаных треуголок. В конце концов это так надоело художникам, что головные уборы для эксцентричного разбойника начали делать из резины — чтобы не тонули.

Безудержное веселье и кассовый успех

Команда сценаристов «Пиратов Карибского моря» придумала весёлую пиратскую историю с яркими персонажами, порой предсказуемыми, но от того не менее увлекающими сюжетными поворотами, а главное — пронизанную духом приключений, близким и детям, и взрослым.

В центре повествования — история нескольких персонажей, оказавшихся в Порт-Ройале начала XVIII века. — дочь губернатора, Уилл Тёрнер — подмастерье кузнеца, десятью годами ранее спасённый в открытом море, а Джек Воробей — пират, одержимый идеей вернуть себе собственный корабль «Чёрную жемчужину» после бунта команды под руководством Гектора Барбоссы.

Суонн и Тёрнер влюблены, хоть и не признаются друг другу в чувствах. При этом на руку девушки претендует молодой командор Джеймс Норрингтон. Когда офицер пытается сделать Элизабет предложение, та падает с крепостной стены, потеряв сознание из-за нехватки воздуха — служанки слишком сильно затянули корсет. Героиню спасает пират, после чего попадает за решётку, а ночью в гавань прибывает «Чёрная жемчужина», команда которой оказывается бандой не-мёртвых проклятых, чья задача — собрать все монеты из таинственного клада ацтеков чтобы вновь стать людьми. Пираты похищают Элизабет, назвавшуюся фамилией Тёрнер, чтобы не выдавать своё происхождение. Здесь героиня совершает ошибку: именно потомок Билла «Прихлопа» Тёрнера — бывшего члена команды корабля — и нужен Барбоссе, ведь чтобы снять проклятие, пиратам было необходимо окропить золото кровью членов команды (в данном случае — кровью потомка погибшего разбойника).

Уилл, одержимый желанием спасти возлюбленную, вызволяет из тюрьмы Джека и бросается на поиски Элизабет. По ходу сюжета персонажи предают и спасают друг друга, попадают в плен, сражаются с английскими моряками, другими пиратами, пока не оказываются на таинственном Исла-дэ-Муэрта, где и наступает развязка: Барбосса погибает (временно), его команда, снявшая проклятие, сдаётся в плен, Уилл спасает Элизабет, а Джек возвращает себе свой корабль и ударяется в бега.

Впрочем, история на этом не заканчивается — в сцене после титров зрителю показывали обезьяну Барбоссы Джека, которая, украв один из проклятых медальонов, вновь стала не-мёртвой и неуязвимой.

RT

Приём картины, «обречённой провалиться», оказался ошеломительным: при бюджете в $140 млн она собрала более $650 млн в прокате, после чего неплохо показала себя в продаже на дисках: в сумме тираж превысил 11 млн копий и принёс компании дополнительный доход в $235 млн. В 2004 году «Пираты Карибского моря» получили пять номинаций на , столько же на BAFTA, одну на «Золотой глобус» и удостоились ряда премий.

Критики ведущих западных изданий отнеслись к первому за почти десятилетие фильму о пиратах весьма благосклонно. Алан Моррисон из Empire отмечал, что «Пираты» гордятся своими яркими деталями и первоклассным исполнением, но при этом не воспринимают себя слишком серьёзно.

«Это урок, который не мешало бы взять на вооружение практически всем блокбастерам-конкурентам. Зрителям не пытаются внушить, что они должны веселиться; они просто веселятся, потому что и фильм занимается тем же самым», — заявил эксперт.

Элвис Митчелл из The New York Times также был благосклонен к ленте и её авторам. В рецензии он отмечает работу актёрского ансамбля, сюжет, юмор и множество других плюсов, уточняя, что даже сомнительный первоисточник идеи не испортил проект.

«Талант режиссёра Гора Вербински в организационной сфере — в сочетании со страстью продюсера Джерри Брукхаймера сорить деньгами, как пьяный пират, когда дело касается воплощения идей на экране — оборачивается зачастую безумным, красочным и развлекательным комичным приключением, которое, по всей видимости, во многом берет за образец картину . Такая ослепительная сумасбродная простота сама по себя является достижением. Фильм получился лучше, чем он того заслуживает, учитывая его происхождение», — писал критик в своём обзоре.

Питер Брэдшоу из The Guardian оценил «Пиратов Карибского моря» на 3/5, отметив наличие сюжетных дыр и то, что экранный дуэт Киры Найтли с Орландо Блумом был отодвинут на второй план Деппом и Рашем. Вместе с тем критик признаёт, что в ленте Вербински «через край авантюрных приключений с полётами на канатах и потрясающим морским сражением между людьми Воробья и Барбоссы».

«Диалоги Теда Эллиота и Терри Россио — сценаристов «Шрека» — может, и не так изобилуют искромётными шутками, как в мультипликационном шедевре, но их можно назвать приятными, забавными и достаточно остроумными, особенно беспрестанные упоминания пиратского «кодекса», который постоянно нарушается, и каждый раз очередной персонаж утверждает, что кодекс — это, скорее, «свод указаний», а не жёстких законов» — пишет Брэдшоу.

Дальнейшая судьба Джека Воробья

В свете такого успеха студия решила дать истории продолжение и расширить вселенную «Пиратов» до трилогии. Основной актёрский ансамбль сохранился, продюссировал ленты Джерри Брукхаймер, а постановкой занимался всё тот же Гор Вербински, впоследствии отмечавший в интервью, что к моменту окончания работы над третьей картиной съёмки превратились в «режим выживания». Тем не менее, следующая часть франшизы «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» стала ещё более успешной и принесла авторам более $1 млрд в прокате и «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Финальный фильм трилогии Вербински «Пираты Карибского моря: На краю света» вышел в 2007-м и оказался чуть менее популярным, немного не дотянув до миллиарда по сборам.

Однако студия решила не останавливаться на достигнутом и продолжила производство новых фильмов, сфокусировавшись на Джеке Воробье, как на центральной движущей силе франшизы. Так, в 2011 году вышла лента «Пираты Карибского моря: На странных берегах», в которой уже не было Блума и Найтли, но увеличилось количество экранного времени Деппа. Картина получила неплохие отзывы как со стороны критиков, так и зрителей, и в прокате выступила достойно, перешагнув планку сборов в $1 млрд.

Хуже показала себя пятая часть серии — , которую не спасли ни , ни Орландо Блум с Кирой Найтли, вернувшиеся к своим ролям. Сборы ленты составили немногим более $795 млн, отзывы критиков и зрителей оказались сдержаннее, чем раньше, а организаторы антипремии «Золотая малина» номинировали картину сразу в трёх категориях.

Дальнейшая судьба пиратской серии оказалась под вопросом, когда начался громкий судебный процесс между Джонни Деппом и его бывшей супругой Эмбер Хёрд. Актёра обвиняли в домашнем насилии, а боссы голливудских студий поспешили «отменить» артиста, не дожидаясь, чем всё закончится.

В 2019-м и 2020 годах появились новости сразу о двух проектах — одним был запланированный перезапуск франшизы, а вторым — спин-офф, в котором женскую команду пиратов должна была возглавить звезда «Отряда самоубийц» . Однако в ноябре 2022-го актриса в интервью Vanity Fair заявила, что «студия, судя по всему, не заинтересована в развитии этой истории».

Впоследствии, когда судебные тяжбы завершились в пользу Джонни Деппа, в медиапространстве появились слухи о том, что актёр вернётся к своей роли — уже в перезапуске. Однако сам Депп дал понять, что не намерен вновь вставать к штурвалу пиратского корабля ни за какие деньги.