Войти в почту

"Будут небольшие эксперименты": Дмитрий Юровский рассказал о фестивале "Лето. Музыка. Музей", хедлайнером которого станет Большой театр

В подмосковной Истре 5 июля в шестой раз стартует молодой, но уже известный российский open-air фестиваль классической музыки "Лето. Музыка. Музей". Известные исполнители и коллективы будут выступать пять фестивальных дней на площадке с видом на Ново-Иерусалимский монастырь. А в этом году главный сюрприз для пятитысячной публики - выступление артистов Большого театра России, которые представят на открытой сцене оперу "Алеко" и поэму "Колокола" Рахманинова…

"Будут небольшие эксперименты": Дмитрий Юровский рассказал о фестивале "Лето. Музыка. Музей", хедлайнером которого станет Большой театр
© Российская Газета

О программе фестиваля, его знаменитых участниках и особенной публике рассказывает представитель знаменитой музыкальной династии - дирижер и худрук фестиваля Дмитрий Юровский.

В этот раз впервые среди участников фестиваля "Лето. Музыка. Музей" Большой театр России…

Дмитрий Юровский: Большой Театр представит два выдающихся произведения Рахманинова - оперу Алеко и вокально-симфоническую поэму "Колокола". Даже в "полуконцертной" версии - эти произведения настолько театральны и сильны по драматургии, что несомненно будут достойной кульминацией фестиваля в этом году.

В одном из своих интервью вы заметили, что чувствуете, "к чему зритель готов, а к чему - нет". К чему еще не готов зритель фестиваля "Лето. Музыка. Музей"?

Дмитрий Юровский: Всего лишь во второй раз я выступаю на этом фестивале, и впервые - в роли художественного руководителя, поэтому с постоянной публикой пока еще не так хорошо знаком. Но при исполнении в прошлом году, так скажем, не самых популярных произведений Скрябина и Равеля меня приятно удивила "открытость душ" и вообще реакция публики…

В этом году тоже будут небольшие эксперименты: отмечу исполнение таких редких произведений, как "Увертюру на русские темы" Танеева и увертюру из оперы "Сон на Волге" Аренского.

Со временем мы, возможно, будем попробовать сыграть и какие-то сочинения современных композиторов. В любом случае у меня нет такого ощущения, что зритель фестиваля "Лето. Музыка. Музей" к чему-то может оказаться не готов…

"Протагонистом" фестиваля "Лето. Музыка. Музей" в этом году стал Сергей Васильевич Рахманинов: его 150-летие со дня рождения отмечает весь музыкальный мир. Что для вас, как для дирижера, становится главным в интерпретации его музыки?

Дмитрий Юровский: В интерпретации музыки Рахманинова очень важно продумать сюжетную линию, поскольку Рахманинов всегда основывается на драматургии - независимо от того, камерная ли это музыка, симфоническая или театральная. Кроме этого, в его оркестровках огромное количество второстепенных голосов, которые могут при желании (в зависимости от интерпретации), временно вытеснять ведущие голоса. Поэтому одна из основных задач - все это продумать, подготовить с оркестром, чтобы исполнение было осознанным.

За свою дирижерскую карьеру вы руководили немалым количеством известнейших оркестров. На каком этапе определяете энергетику коллектива? Что может сделать дирижер, если этой энергетики не хватает для поставленных исполнительских задач?

Дмитрий Юровский: Думаю, что уже на первой репетиции дирижер должен уметь прочувствовать энергетику оркестра. Иногда приходится быть генератором и катализатором этой энергетики, а иногда достаточно просто "регулировать движение" этих энергетических волн. В любом случае, в процессе исполнения дирижер, несомненно, должен влиять на общий настрой и атмосферу звучания.

На открытии вы дирижируете Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова - постоянным резидентом фестиваля. Какие особенности учитываете, встречаясь с этим легендарным коллективом?

Дмитрий Юровский: Госоркестр на сегодняшний день - один из лучших оркестров мира. Его главная особенность и достоинство, на мой взгляд, - это способность пропускать через себя самые разные интерпретации, при этом не теряя своей яркой "личности", которая основывается на десятилетиях мощных традиций.

Как вам удается соблюдать симфонический и оперный баланс в своей карьере?

Дмитрий Юровский: Для меня очень важно сохранить и театральную, и симфоническую деятельность в балансе. В любом случае, музыкальный театр дает мне уникальную возможность, а также необходимость в любом симфоническом произведении искать и находить сценарий и драматургию.

Какие встречи со знаменитыми артистами запомнились на всю жизнь?

Дмитрий Юровский: Любая встреча с яркими музыкантами для меня важна, независимо от того, известный ли это солист или еще только начинающий. Таких встреч в моей жизни было немало и большинство из них я вспоминаю с искренней благодарностью, поэтому сложно выделить кого-то одного. Но, конечно, особенно вспоминаются те выдающиеся музыканты, которых уже, к сожалению, с нами нет… Скрипачка Ида Гендель, пианист Менахем Пресслер… Встречи на одной сцене с такими исполнителями запоминаются навсегда.

Кстати

На фестивале великие произведения Рахманинова прозвучат вместе с музыкой близких ему композиторов: Чайковского, Римского-Корсакова, Танеева, Аренского.

5 июля Вадим Руденко представит Концерт для фортепиано с оркестром № 2 С. Рахманинова в сопровождении Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова под управлением Дмитрия Юровского. В этот вечер также прозвучит Симфония № 2.

6 июля будут исполнены произведения для скрипки Николая Римского-Корсакова, Александра Глазунова и Сергея Рахманинова. Солист - Гайк Казазян. На сцене - Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова под управлением Михаила Грановского.

7 июля в программе концерта - сочинения современников С. Рахманинова: Чайковского, Танеева, Аренского, Лядова, которые прозвучат в исполнении Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова под управлением Дмитрия Юровского. Солист - Иван Бессонов (фортепиано).

8 и 9 июля на фестивале - дни Большого Театра России.

170 человек на открытой сцене исполнят оперу "Алеко" и поэму "Колокола".