Войти в почту

Битва экстрасенсов: На экраны выходит залежавшаяся новинка от Родригеса

Есть режиссерские имена, которые воспринимаешь как знак качества. Фильмы Роберта Родригеса "От заката до рассвета" с Джорджем Клуни, "Факультет" с Элайджем Вудом, первые "Дети шпионов" и "Отчаянный" с Антонио Бандерасом стали культовыми для ценителей азартных экшнов. Тем обиднее, когда диаграмма творчества уходит в тревожное пике.

Битва экстрасенсов: На экраны выходит залежавшаяся новинка от Родригеса
© Российская Газета

Предвестием этого были уже конвейерные сериалы и сиквелы, где Родригес, как обычно, выступал мастером-многостаночником, ваяющим фильмы из расхожих киноштампов своими руками - от идеи и сценария до работы с бюджетом, камерой и монтажным компьютером. Еще в 2002 году он задумал и написал сценарий фильма "Гипнотик", но замысел оказался долгостроем - картина снята в 2021-м, на экраны вышла в 2023-м, два года пролежав в неуверенном ожидании премьеры. А, наконец, выйдя, фактически провалилась, вернув из 65-миллионного бюджета едва 6 миллионов. Теперь доход пополнится за счет российских зрителей - фильм на наших экранах.

Это фэнтези. В нем есть все для счастья: азарт игры без правил, фирменная динамика, простенький черный юмор и резкие повороты отвязного сюжета; монтаж чуть более вял, чем обычно, хотя есть рывки - пусть лихорадочные и бессистемные, но формально подстегивающие действие. Бен Аффлек - заметно постаревший и чуть погрузневший - играет детектива Дэниела Рурка, расследующего цепь наглых банковских ограблений. У Рурка прямо на его глазах пропала дочь Минни, и он, почти потеряв разум, начинает ее истерические поиски. Но обнаруживает, что попал в сеть неких экспериментальных махинаций и участвует в программе гипнотического воздействия на людей - в своего рода "битве экстрасенсов".

За ним гоняется могущественный "гипнотик", способный взглядом или прикосновением брать под свой контроль разум жертвы, искривлять вокруг нее пространство - типовый кинозлодей с льдистыми глазами (невозмутимый Уильям Фихтнер из "Черепашек-ниндзя"). Но Рурк находит неожиданного сообщника в лице "экстрасенса из дешевой лавки" Дайаны Крус (конечно, смуглая бразильянка Алиси Брага - могутная и сексапильная одновременно), которая и посвящает его в тайны гипнотизма. Нетрудно догадаться, что Рурк окажется хорошим учеником, и пойдет опять же стандартная для таких фильмов игра в кошки-мышки, когда уже неясно, кто за кем гоняется. А к концу станет неясно, кто из персонажей, положительных и отрицательных, опаснее друг для друга и губительнее для человечества. И можно не сомневаться, что пресловутые семейные ценности восторжествуют над всеми остальными заповедями.

Снято снова в родном Техасе - в Остине с его пивными барами и ковбойскими замашками. И все здесь говорило бы о фирменном, многими любимом "родригесовском" антураже и стиле, если бы свой замысел автор реализовал тогда, в 2002-м. Но теперь, двадцать лет спустя, он смотрится как сколок с таких более поздних фильмов, как "Начало" и "Довод" Кристофера Нолана, предлагающих те же самые приемы искривления реальности на совсем другом смысловом и техническом уровне.

Конечно, в "Гипнотике" нет звериной серьезности "Довода", и некоторый вкус стеба, характерный для Родригеса, делает уже не новую новинку приемлемой - довольно компактный фильм одолеваешь до конца без особой натуги. О былом Родригесе напоминают также несколько эффектных, но на удивление неряшливо придуманных экшн-разворотов, причем именно неряшливость - наиболее точное слово для обозначения качества всего фильма: он чем дальше, тем больше смахивает на полуторачасовое надувательство. Иногда эти повороты кажутся неловкими, чаще - просто глупыми, к финалу доходя до не предусмотренного автором неказистого комизма.

Но это все-таки Родригес - понимаешь, что непроходимо глупо, но при этом нескучно. Все ярко, все напоминает что-то многажды виденное и потому легко глотается. И даже актеры не портят песню - все, кроме главного, Бена Аффлека, который на глазах утрачивает обаяние и сноровку. Конечно, в палитру Родригеса некоторая неуклюжесть всегда входила забавным компонентом, но здесь она пересекла все красные линии. Он любит педалировать свои приколы так, чтобы поразить даже самого рассеянного зрителя - здесь эти усилия многократно умножены и тоже чрезмерны.

Впрочем, все эти особенности его почерка для фанов творчества Родригеса не в новинку - они любят этого автора со всеми его умилительными слабостями и будут кайфовать и от этой прямолинейности, и от этой неуклюжести, и от этой ковбойско-ребяческой лихости и даже от душераздирающе безвкусного финала.