Войти в почту

Новая Опера: планы сезона 2023/24

Московский театр Новая Опера имени Е. В. Колобова объявил планы на 33-й сезон (2023/2024). В афише – оперные премьеры, два новых танцевальных спектакля Балета Москва, продолжение проекта «ТАНЦ NUVO», Крещенский фестиваль, симфонические и камерные концерты. Опера 6, 8, 10, 12 октября 2023 – премьера оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец» в постановке Константина Богомолова – копродукции двух российских театров: Московского театра Новая Опера имени Е. В. Колобова и Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. На пермской сцене показы прошли в апреле 2023, а московская премьера спектакля откроет 33-й сезон Новой Оперы. «Вагнеровский» репертуар этого театра – «Лоэнгрин» и «Тристан и Изольда» (единственная постановка в Москве) – пополнится теперь еще одним названием. Постановку в Москве представит та же творческая команда, которая готовила спектакль в Перми: музыкальный руководитель и дирижер – Филипп Чижевский, режиссер-постановщик – Константин Богомолов, художник-постановщик – Лариса Ломакина, художник по свету – Иван Виноградов, хормейстер – Юлия Сенюкова. Главные партии репетируют солисты театра Новая Опера: Анджей Белецкий, Андрей Борисенко (Голландец), Светлана Касьян, Марина Нерабеева, Ольга Терентьева (Сента). Филпп Чижевский. Фото Екатерина Христова На июль 2024 запланирована сценическая версия оперы «Почтальон из Лонжюмо» А. Адана (в июле 2023 она звучит в Новой Опере в концертном исполнении, к 220-летию со дня рождения композитора). Из многочисленных опер Адольфа Адана (автора балета «Жизель», вошедшего в мировую музыкальную историю) «Почтальон из Лонжюмо» наиболее известна. В XIX веке эта опера на либретто Адольфа де Лёвена и Леона Брюнсвика была одной из популярнейших. Премьера состоялась в парижской Opéra-Comique 13 октября 1836. Год спустя опера прозвучала в Санкт-Петербурге (немецкая труппа), а в 1839 – в Москве (Большой театр). В 1960 она ставилась в Куйбышевском театре оперы и балета. Режиссер новой постановки – Евгений Писарев, художественный руководитель Театра имени Пушкина. Музыкальный руководитель и дирижер – Клеман Нонсьё. Драматург – Сергей Плотов. Сценограф – Зиновий Марголин. Художник по костюмам – Ольга Шаишмелашвили. Художник по свету – Майя Шавдатуашвили. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Главные партии готовят солисты Новой Оперы Ярослав Абаимов (Шаплу), Мария Буйносова, Валерия Бушуева, Елена Терентьева (Мадлен), а также солист МАМТа Кирилл Золочевский (Шаплу). Балет Первая премьера Балета Москва в 33-м сезоне – танцевальный спектакль «Всё, что после» в постановке Ольги Лабовкиной. Спектакль пронизан ощущением двойственности: в хореографии живое движение переплетается с гротескными жестами марионетки. Сценография Гали Солодовниковой усиливает его, создавая пространство не-дома: места, пригодного для жизни и одновременно чужого. Композитор, саунд-дизайнер Илья Дягель и виолончелистка Уна Пересецкая-Молокович поддерживают эту идею, переплетая электронное и инструментальное звучание. Дата премьеры будет объявлена позже. 14 июня 2024 театр представит новую версию балета «Свадебка» Игоря Стравинского, посвященную столетию со дня первой постановки (Париж, 1923). Хореограф-постановщик – Павел Глухов. Музыкальный руководитель и дирижер – Дмитрий Волосников. Музыкальная концепция – Николай Попов. Сценограф – Лариса Ломакина. Художник по костюмам – Светлана Тегин. Художник по свету – Ксения Котенева. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Балет Мосва Первое сценическое воплощение «Свадебки» было создано Брониславой Нижинской для Ballets Russes Сергея Дягилева. Лаконичная хореография Нижинской строго и ясно следовала за ритмическим рисунком и мелодикой Стравинского и шла в аскетичном оформлении Натальи Гончаровой. К партитуре многократно обращались такие хореографы, как Морис Бежар, Иржи Килиан, Анжелен Прельжокаж, Татьяна Баганова, неизменно интерпретируя изначально заявленный Нижинской минимализм. Для труппы Балет Москва в 2008 свою версию сюжета о свадебном обряде представила Лариса Александрова, а в 2012 – французский хореограф Режис Обадиа. «Свадебка» Павла Глухова уходит от концепции минимализма, соединяя хор и танцовщиков в одном пространстве. Автор действует как хореограф-драматург и смотрит на партитуру Стравинского сквозь призму «Грозы» Александра Островского: насыщает сюжет подробностями, персонажей – характеристиками, хореографию – психологизмом. Свадебный обряд здесь не только воспевается, но и «примеряется» на живого человека. Расширение драматургии легло в основу музыкальной концепции композитора Николая Попова, обрамляющей 25-минутную партитуру Игоря Стравинского прологом и эпилогом. Таким образом, «Свадебка» остается центральным эпизодом, дополненным прошлым и будущим. Крещенский фестиваль Традиционно Крещенский фестиваль, посвященный памяти Евгения Колобова, начнется 19 января, в день его рождения, и продлится до 10 февраля 2024. В афише – десять вечеров. Фото Екатерина Христова Фестиваль будут обрамлять сочинения Сергея Прокофьева. Музыка Джузеппе Верди (в 2023 исполняется 210 лет со дня его рождения) прозвучит на протяжении двух вечеров и будет посвящена маэстро Колобову: он считал этого композитора одним из самых загадочных и сравнивал его с Микеланджело, Пушкиным, Шекспиром. На трех концертах фестиваля будут исполнены сочинения Франца Шмидта (в 2024 празднуется 150-летие со дня его рождения) – австрийского композитора и виолончелиста, мастера позднеромантической симфонии, последователя Густава Малера, ученика Антона Брукнера. Фестиваль откроется оперной премьерой и будет включать все репертуарные направления театра: опера в концертном исполнении, балетный спектакль, перевернутый концерт, программы солистов, хора, оркестра Новой Оперы. На фестивале выступят дирижеры Тимур Зангиев, Филипп Чижевский, Федор Безносиков, Александр Самоилэ, Анатолий Левин, Дмитрий Лисс. Концерты Новая Опера продолжает цикл симфонических программ, начатый в 2021. В 33-м сезоне состоятся три концерта солистов, хора и оркестра, посвященные 200-летию со дня рождения Антона Брукнера. Его музыка звучала на Крещенском фестивале 2023 (Симфонии №3 и №7). В новом сезоне театр представит отдельный абонемент под общим названием «Брукнер+». Концерты будут построены на сопоставлении музыки Брукнера и его современников. Программы цикла представят приглашенные дирижеры. 8 декабря 2023 – Ян Латам-Кёниг. Для концерта выбрана тема «Брукнер – Вагнер». Латам-Кёниг включил в программу Te Deum («Тебя, Бога, хвалим») Брукнера – духовное сочинение для солистов, смешанного хора, оркестра и органа, которое композитор завещал исполнять в качестве финала своей Девятой симфонии, посвященной Господу Богу. Также прозвучат оркестровые вступления к операм Вагнера. 6 апреля 2024 – Федор Леднёв. Второй концерт цикла познакомит зрителей с сочинением австрийского композитора, ученика Брукнера по классу органа – Ганса Ротта (1858-1884). Он прожил всего 25 лет, а его симфония впервые прозвучала спустя 105 лет после смерти. Брукнер был единственным из педагогов, кто высоко ценил дарование Ротта как композитора, органиста и импровизатора. В программе Федора Леднёва – сочинения, объединенные одной тональностью и написанные в одно время: Сюита для оркестра си-бемоль мажор Ротта (1877) и Симфония №5 си-бемоль мажор Брукнера (1876). Также прозвучат два поздних сочинения Брукнера – кантата Helgoland для мужского хора и оркестра (1892) и Псалом 150 для сопрано, хора и оркестра (1893). Федор Леднёв 11 мая 2024 – Филипп Чижевский. Завершит абонемент духовное сочинение Брукнера: Месса № 3 фа минор для солистов, хора и оркестра (1868). В этой программе нет сопоставлений с другими композиторами, но диалог с музыкой прошлого заложен в самом произведении. Творчество Брукнера отличала глубокая связь с католической традицией и великолепное знание сочинений предшественников, при этом, используя заданный канон, он создал собственный вариант романтической мессы. Еще один симфонический концерт состоится 6 марта 2024 и будет посвящен Международному женскому дню. В первом отделении прозвучит Фантазия для фортепиано с оркестром Нади Буланже. Она стала первой женщиной, дирижировавшей несколькими ведущими симфоническими оркестрами, в том числе Нью-Йоркским филармоническим, Бостонским симфоническим, Филадельфийским (США), а также Оркестром Халле и Симфоническим оркестром BBC (Великобритания). Американский композитор В. Томсон говорил: «В каждом городе Соединенных Штатов обязательно есть универмаг и ученик Буланже». У нее обучались тысячи музыкантов, в их числе Джордж Гершвин, Аарон Копленд, Астор Пьяццолла и многие другие. Вместе с Фантазией Н. Буланже в первом отделении прозвучит Сюита № 1 из балета «Золушка» С. Прокофьева. Во втором отделении будет исполнено сочинение Nu Shu: The Secret Songs of Women («Ню Шу: тайные песни женщин»), написанное китайским композитором Тан Дуном, лауреатом премий «Грэмми» и «Оскар», одним из самых исполняемых современных авторов. Ню Шу (буквально «женское письмо») – древний язык, который тайно создавался в Китае с XIII века и использовался на протяжении 800 лет, но о нем стало широко известно лишь в 80-х годах XX века. Он был придуман женщинами как собственное средство общения, так как образование могли получать только мужчины. На этом языке не говорили, но пели, а также использовали его для вышивки. В 2019 симфония Тан Дуна была впервые исполнена в России (в переложении Артема Дервоеда с солирующей гитарой вместо арфы; Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, дирижер – Валентин Урюпин). Программу готовит молодой дирижер Сяобо Ху (Китай), который в 2022 получил концертный ангажемент в качестве специального приза от театра Новая Опера на Международном конкурсе пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова. Солистки: Софья Кипрская (арфа), Зарина Шиманская (фортепиано). Гастроли 22 сентября 2023 оркестр театра под управлением Дмитрия Волосникова выступит на open-air фестивале «Владивостокская крепость». Будет представлен проект Adiemus современного английского композитора Карла Дженкинса. Стиль этого проекта находится на пересечении классической, популярной и этнической музыки. На основе африканских, арабских, индийских, китайских, кельтских мотивов композитор создал универсальную музыку, в которой даже слова выполняют роль инструментальных звуков. 21 октября 2023 в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии Новая Опера представит Симфонию № 2 («Воскресение») Густава Малера. Солистки – Кристина Пономарёва и Агунда Кулаева. Хором и оркестром театра продирижирует Ян Латам-Кёниг. Концерт продолжит малеровскую линию в репертуаре Новой Оперы: в июне 2022 на сцене театра прозвучала Третья симфония, в июне 2023 – Вторая симфония. «МО» «Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Запись Новая Опера: планы сезона 2023/24 впервые появилась Музыкальное обозрение.