Войти в почту

Незаменимый Карандышев и долгие пробы Лукашина. Редкие кадры со съемок картин с Андреем Мягковым

Народному артисту РСФСР 8 июля исполнилось бы 85 лет. Он обладал многогранным талантом - занимался режиссурой, сочинял детективные романы, писал картины. Однако в первую очередь зритель помнит его актёрские работы.

Незаменимый Карандышев и долгие пробы Лукашина. Редкие кадры со съемок картин с Андреем Мягковым
© Российская Газета

В день рождения Андрея Васильевича "РГ" совместно с телеканалом "Мосфильм. Золотая коллекция" вспоминает его самые знаменитые роли в кино.

Пробы Андрея Мягкова на роль Олега для фильма "Лебедев против Лебедева". Фото: "Мосфильм. Золотая коллекция"

В 1965 году Андрей Мягков закончил Школу-студию МХАТ, был принят в труппу театра "Современник" и одновременно начал карьеру в кино. Немногие знают, что в 1965 году актер пробовался на роль Олега в фильм "Лебедев против Лебедева", который стал культовым для интеллигенции 1960-х годов. Однако режиссер сделал выбор в пользу .

Пробы Андрея Мягкова на роль Алёши для фильма . Фото: "Мосфильм. Золотая коллекция"

Дебютом Мягкова в кино стала главная роль в картине Элема Климова "Похождения зубного врача" (1965). Из-за претензий цензуры фильм вышел в ограниченный прокат только в 1967 году, а вскоре вовсе оказался "на полке". Однако именно благодаря этой работе начинающего киноартиста заметил , который искал исполнителя роли монастырского послушника Алёши в экранизацию "Братья Карамазовы".

Андрей Мягков в роли Алеши Карамазова и в роли старца Зосимы, кадр из фильма "Братья Карамазовы". Фото: "Мосфильм. Золотая коллекция"

Драма "Братья Карамазовы" была признана лучшим фильмом года по версии журнала "Советский экран", получила специальный приз Московского международного кинофестиваля, "Жемчужный приз" за лучший фильм на конкурсе японской ассоциации любителей кино и была номинирована на . Роль Алеши Карамазова Мягков называл своей любимой работой. Она принесла ему первую известность в стране и за рубежом.

Андрей Мягков в роли Жени Лукашина. Кадр из кинофильма . Фото: "Мосфильм. Золотая коллекция"

долго искал актера на роль Жени Лукашина, прежде чем ассистент Наталья Коренева посоветовала ему пригласить Андрея Мягкова. Уже во время просмотра режиссер понял, что исполнитель попал "в яблочко". Он окончательно убедился в своем выборе после того, как председатель Госкино Ермаш посмотрел пробы Мягкова и посчитал, что артист на самом деле нетрезв.

Пробы Андрея Мягкова на роль Алексея Турбина для фильма "Дни Турбиных". Фото: "Мосфильм. Золотая коллекция"

Экранизация пьесы "Дни Турбиных" была давней мечтой режиссера . К выбору актеров он подошел серьезно. После "Иронии судьбы, или С лёгким паром!" Андрей Мягков стал очень популярным артистом, к тому же имел в багаже несколько серьезных драматических ролей. Басов предложил ему роль полковника Алексея Турбина. Позже Андрей Васильевич вспоминал, что испытывал наслаждение от работы на съёмочной площадке этого фильма.

в роли Калугиной и Андрей Мягков в роли Новосельцева, кадр из фильма . Фото: "Мосфильм. Золотая коллекция"

Еще до написания сценария фильма "Служебный роман" Эльдар Рязанов заручился согласием Алисы Фрейндлих и Андрея Мягкова сыграть главные роли. Режиссер считал, что Мягков обладает широким актерским диапазоном и справится с ролью Новосельцева - "современного Акакия Акакиевича", который из затюканного жизнью недотепы превращается в уверенного в себе мужчину.

Режиссер Эльдар Рязанов и Андрей Мягков в роли лаборанта Хвостова на съемках фильма "Гараж". Фото: "Мосфильм. Золотая коллекция"

В сатирической комедии "Гараж" Андрей Мягков создал образ отчаянного защитника справедливости - лаборанта Хвостова. Сделав героя безголосым на протяжении почти всего фильма, Рязанов хотел вызвать к нему сочувствие зрителей, но признавал, что тем самым лишил Мягкова главного актерского инструмента и поставил в менее выгодные условия по сравнению с партнерами по площадке.

Андрей Мягков в роли Карандышева и в роли Ларисы Огудаловой, кадр из фильма . Фото: "Мосфильм. Золотая коллекция"

В роли Карандышева для экранизации пьесы Островского Эльдар Рязанов видел только Андрея Мягкова. Режиссер рассчитывал на обаяние артиста, поскольку хотел показать противоречивую натуру персонажа и не собирался выставлять его полным ничтожеством. "Жестокий романс" стал четвертой по счету и последней работой Мягкова с Рязановым.