Войти в почту

Пять вечеров. Музей AZ приглашает на мини докфест

Нет, "AZ doc" не фестиваль - просто пять летних вечеров, которые музей AZ предлагает провести в центре Москвы в хорошей компании.

Пять вечеров. Музей AZ приглашает на мини докфест
© Российская Газета

Один вечер - один фильм. Фильмы - документальные. Разных лет. Все - о художниках и их сообществах. Разумеется, неофициальных. Это истории о вольных живописцах, которые ощущали себя в Москве и Питере 1980-х-1990-х примерно так, как их собратья по цеху в Париже 1910-1920-х.

Сравнение, разумеется, хромает. И можно долго перечислять, чем парижский "Улей" отличался от московского сквота в Фурманном переулке, а галерея Амбруаза Воллара - от первых галерей современного искусства на Якиманке. Но, может быть, важнее, что есть основание для сравнения. Это любовь тех, кто не вписался в Союзы художников и прочие официальные структуры, к искусству и романтическая преданность ему, дух вольности и вера, что художник сам выбирает модель, манеру и свой путь в искусстве. И да, повседневность "богемной жизни", в которой деньги испаряются также легко, как появляются, где дружба, застолье, а то и общая крыша над головой важны не менее, чем споры об искусстве и работа в мастерской. Собственно, мастерская и была домом. А круг друзей - почти семьей.

Среди пяти документальных лент есть фильм о питерских "Митьках", снятый одним из "Митьков" Виктором Тихомировым. Фильм "Митьки. Полет Икара" напомнит о перформансах и литературных чтениях, где музыка, поэзия и суровое пространство Питера образовывали сплав, в котором искусство становилось жизнью. 19 июля в Музее AZ фильм представит Виктор Тихомиров.

Тему "Митьков" продолжит фильм, посвященный Алексею Хвостенко, в поэтическом обиходе - Хвосту. Картина Якова Назарова "Иногда на забывайте про Хвоста" - рассказ о колоритном герое, поэте и художнике питерского андерграунда. Ее можно увидеть в Музее AZ 8 августа в компании режиссера фильма.

Поэт Алексей Хвостенко. Фото: Кадр из фильма "Иногда не забывайте про Хвоста" (2013).

Среди легендарных адресов художественной Москвы конца ХХ века - Фурманный и Якиманка - почти вне конкуренции. В Фурманном переулке был сквот художников - в 1987 году артистическая молодежь заняла пустующий дом. И до 1990-го здесь кипела жизнь, сюда приводили коллекционеров современного искусства, работы покупали свеженькими, с пылу жару. Здесь создавались новое искусство, репутации, коллекции и даже состояния… Показ фильма "Дом на Фурманном" 25 июля в Музее AZ продолжит встреча с режиссером Андреем Сильвестровым.

А 2 августа здесь же будет фильм "Якиманка. 90-е", тоже снятый Сильвестровым, про первые галереи современного искусства, которые создавались в 1990-е как посредники между художником и арт-рынком современного искусства. Правда, самого этого самого арт-рынка не было. Но галеристы более менее представляли, каким он должен был быть. Покупателей не было. Но были зрители. А главное - были художники. Живые, молодые, голодные. Создающие работы, которые не вписывались в привычные рамки. Таланты, попавшие в переплет эпох: заказов не предвиделось, как и коллекционеров. Зато появились первые галеристы, которые делали выставки- на свой страх и риск. На Якиманке тогда возник кластер галерей, как мы сказали бы сейчас. Там кипела выставочная жизнь. Фильм о той жизни представит сценарист Людмила Артемьева.

Фото: Кадр из фильма "Элий Белютин и Абрамцевское братство" (1992).

Элий Белютин - герой из другой эпохи. Скорее, из 1960-х-1970-х, чем времен перестройки. Но фильм о нем - "Элий Белютин и Абрамцевское братство" - был сделан режиссером Александром Мироновым в 1992 году. Опыт неформальной "школы Белютина" в 1990-е переосмыслялся заново. Рассказ о круге его учеников, выходцев из студии "Новая реальность", плавно переходил в рассказ о возникновении Абрамцевского братства художников. Можно сказать, это была "перезагрузка" Абрамцево, попытка связать три эпохи - усадебную жизнь Аксаковых, Мамонтовых и новое "дачное" братство художников ХХ века. Интересно, как сегодня будет восприниматься этот фильм. 16 августа в Музее AZ ленту представит Антон Успенский, историк искусства, научный сотрудник Русского музея.