В Москве состоялся показ ленты «Мотыль. Свет. Пламя. Пыль»

В московском кинотеатре «Октябрь» состоялся показ картины «Мотыль. Свет. Пламя. Пыль». В центре сюжета — молодой современный поэт, образ и некоторые обстоятельства жизни которого были навеяны биографией Владимира Маяковского. За стихотворное наполнение ленты отвечали Константин Патов, Сергей Сухин, Яна Крапива и Диана Никифорова. Каким получился поэтический киноандерграунд — в материале RT.

Во вторник, 18 июля, в Москве состоялся показ художественного фильма «Мотыль. Свет. Пламя. Пыль» Владимира Аршинина, приуроченный к 130-летию с дня рождения Владимира Маяковского.

Лента создавалась под влиянием биографии советского поэта и его поэмы «Облако в штанах», но в то же время получилась фантазией на тему жизни автора в наши дни. В центре сюжета не столько Мотыль (прозвище главного героя Константина, образ которого на экране воплотил Евгений Булавкин), сколько одно стихотворение, которое он пишет на протяжении всего фильма.

Сразу стоит отметить, что «Мотыль. Свет. Пламя. Пыль» воспринимается более или менее цельным, только если рассматривать его как произведение о произведении. Локаций в картине немного — бар, в котором выступает Мотыль ради небольшого заработка, который потом проигрывает в карты, квартира современной версии Лили Брик и её супруга и крыша заброшенного здания. Некоторые эпизоды сняты на улицах.

Костя Мотыль читает стихи в баре, живёт в квартире своей музы и её мужа, слывёт талантливым поэтом, пишет стихотворение — то самое, главное, о котором весь фильм. Пишет в состоянии эмоциональной раскачки — когда ему очень хорошо или, наоборот, плохо.

Авторы ленты делают акцент на чувственности поэта, отталкиваясь от личности Маяковского, однако в Мотыле нет даже намёка на зависимость от социально-политических событий, имевших огромное значение для его прообраза — «поэта революции». Вместо этого кинематографисты довели до апофеоза любовный треугольник с музой главного героя и её мужем — чтобы показать душевные терзания, под влиянием которых поэт и творит. Таким образом, из глыбы, оказавшей огромное влияние на развитие литературы СССР, России и мира, образ писателя сжали до тонко чувствующего и рефлексирующего неврастеника не от мира сего — и здесь нельзя не отметить отличную игру Булавкина, который великолепно вписался в заданный образ.

Монолог музы поэта о любви в исполнении Аллы Онофер («Сколько раз тебе повторять, Щен, я не люблю собак. И кошек я не люблю. И родителей. И даже себя…») — одна из самых сильных сцен за всю ленту. А вот выбор на роль Льва (современный Осип Брик) актёра Андрея Злобина — решение довольно спорное. Артист не слишком органичен в образе влиятельного продюсера, и практически все сцены с ним выглядят неудачно, не в последнюю очередь — из-за наигранной манерности («Знаете ли, я тоже стишки пописываю, ха-ха-ха»).

Сюжет ленты довольно прост и несколько стереотипен. Костя — талантливый поэт, Лев — продюсер, который видит в нём потенциал. Литератору сначала предлагают контракт, сулящий неплохие деньги, а потом начинают выкручивать руки в вопросах творчества, заставляя менять произведение в угоду массовости. Всё это ожидаемо приводит к срыву, под влиянием которого Мотыль дописывает своё стихотворение, клеймит творческую элиту и… всё. Безусловно, здесь поднимаются вопросы экзистенциальные: творчество или деньги? Может ли продаваться талант? Но демонстрируется это настолько топорно, что создаётся ощущение гротескной сказки для взрослых (фильм имеет возрастное ограничение 18+) — всё в лоб, без полутонов, без сомнений. Мотылю деньги не нужны, он тип принципиальный, творец. Но тогда непонятно, к чему его монолог о том, что «хочется зарабатывать не копейки, а что-то серьёзнее».

Эффектная и яркая сцена — квартирник у Льва. В ней есть ряд интересных решений по наполнению пространства и смысла стихами и песнями персонажей, особенно запоминается эпизод первого серьёзного «прозрения» Мотыля под вольный акустический кавер на одну из композиций группы «Агата Кристи». При этом мероприятие выглядит не как полубогемная встреча эстетов, а как панк-вписка со всеми вытекающими, где хозяева оказываются самыми инородными персонажами — слишком лощёными и не соответствующими происходящему.

В целом «Мотыль. Свет. Пламя. Пыль» — это любопытный эксперимент от лейбла Made Inside, художественно преподносящий зрителю изнанку мира современных поэтов. В картине немало интересных художественных решений, шикарное интро, любопытная концовка, множество ярких деталей. Но в то же время фильм выглядит как произведение от своих и для своих, эдакий творческий междусобойчик, снятый группой поэтов для других поэтов (кстати, авторы большей части стихов, звучащих в фильме, засветились в нём в эпизодических ролях).

Картина Аршинина выйдет в сети «Каро» в пяти крупнейших городах России 17 августа.