Войти в почту

Виктор Васильев, белорусский актер с уральским характером: Почему при мне заплакал Ельцин

Белорусского актера Виктора Васильева часто называют "королем эпизодов". Но хороши же эпизоды - когда он успел сыграть и Ленина (в театре), и Хрущева, и Горбачева (в кино). Разве что Ельцина сыграть не удалось - зато тот самый Ельцин при Васильеве однажды плакал.

Виктор Васильев, белорусский актер с уральским характером: Почему при мне заплакал Ельцин
© Российская Газета

Виктор Васильев (сейчас он возглавляет Союз кинематографистов Беларуси) руководил жюри на международном кинофестивале "Свой путь" в Уфе. Теперь фестиваль добрался до Москвы - и мы расспросили Васильева обо всем.

Что за история, будто при вас плакал Ельцин? Надеюсь, это не вы его довели…

Виктор Васильев: Жаль, что я подробно не зафиксировал тот период своей жизни в дневниках. Я жил и учился в Свердловске, начинал свою карьеру кинематографиста осветителем на местной телестудии, нас очень часто посылали на съемки к руководству области. А Борис Николаевич, как мы помним, был первым секретарем Свердловского обкома КПСС. И, кстати, мне запомнилось: он был единственным из всех чиновников, который не пугался, когда у телевизионщиков, случалось, горели и взрывались лампы. Даже не вздрагивал. Так вот, мы часто с ним летали - и однажды в вертолете я увидел, как он плачет. Это был МИ-8, мы летели куда-то на север области. Чего это он вдруг? Смотрит в иллюминатор вниз, и слезы льются. Я смотрю - прямо под вертолетом жгут лес. Строили дорогу, древесину не знали, куда деть, - и потому сжигали. Ельцин заплакал, глядя на это... Потом, когда он стал президентом, это уже был совсем другой человек. Но мне те его слезы запомнились - и этот опыт даже помогал мне позже нащупать образы руководителей государства, которых я пытался воплотить на экране.

В сериале "Чернобыль" режиссера Алексея Мурадова вы сыграли не Ельцина, а его оппонента - Михаила Горбачева. Вышло очень точно, хотя вы даже не пытались имитировать его голос…

Виктор Васильев в роли Горбачева сидит за столом Фото: Из личного архива

Виктор Васильев: Это потрясающий опыт, хотя на пробы я попал, можно сказать, случайно. Но когда меня утвердили - осознал, насколько роль ответственная. Был еще жив Горбачев, его мало кто любит, но все помнят, нельзя ошибиться в актерском плане. Взял материалы по Горбачеву, но человека в них не было, только партийный функционер. Спасли стенограммы разговоров Михаила Сергеевича в дни чернобыльской трагедии. В них хорошо видно, насколько он был нерешительным. Надо решать, а он все оттягивал и оттягивал. Меня это поразило. А от горбачевских интонаций я сразу отказался, не хотел играть очередную пародию. Спасибо режиссеру Алексею Мурадову, он меня в этом поддержал.

Хрущева в сериале "Десять жизней Медведя" вы тоже сыграли "уважительно". Не было соблазна постебаться - комедия все-таки?

Виктор Васильев: Комедийно - не значит скабрезно или оскорбительно. Актер своих героев никогда не должен оскорблять. Честно сказать, я долго думал, как мне показать Хрущева. Наконец попросил сшить мне брюки по грудь, чтобы они были свободными. И сразу появилось физическое ощущение Хрущева - вот такой он. Некоторые фразы мы придумывали за него с режиссером вместе. Вот, например: "Бог был, есть и будет - как коммунистическая партия страны!"

Погрузившись в образы лидеров государств, вы стали лучше понимать реальных исторических вождей, руководителей?

Виктор Васильев: Не только в сценариях, но в жизни я встречал разных руководителей, и государственных, и в творческой среде. Я всегда видел, что это очень сложно. Быть на их месте я бы не хотел. Слишком тяжела шапка Мономаха.

В вашей биографии такие необычные зигзаги: из Свердловской области уехали в Казахстан, в конце концов оказались в Беларуси, на съемки и фестивали приезжаете в Россию. Как так переплелось?

Виктор Васильев: Из родного Свердловска я уехал в 1987 году, сразу после театрального института. Собирался ближе к Москве, но мой мастер Владимир Павлович Кадочников мудро посоветовал мне поработать для начала в провинциальном театре. Поехал в Уральск, за три года многому научился, в том числе, отстаивать себя и свое имя. Позже меня пригласили в Альтернативный театр - это был первый негосударственный театр в Минске…

Виктор Васильев с Екатериной Васильевой Фото: Из личного архива

Уральский характер остался с вами?

Виктор Васильев: Уральский характер может понимать только тот, кто сам с Урала…

Так я, как и вы, да и как Ельцин, родился в Свердловской области.

Виктор Васильев: А я думаю, почему вы не просите меня говорить "потише" (смеется). Меня до сих пор так везде "убавляют". У нас на Урале принято говорить не только прямо, что думаешь, но и - громко, энергично, от души. В этом какая-то внутренняя сила камня. У нас много камней, а также много хвои, много быстрых рек, много животных. И среди всего этого люди, которые все время пытаются сделать что-то доброе. На Урале в годы моего взросления, да и вообще в советские времена, было много добрых людей. Советский и добрый - для меня синонимы. Пытаюсь так и жить до сих пор. Даже с плохим человеком - сначала думаю: я же и сам не святой. И стараюсь быть терпимее, относиться по-хорошему: в памяти у него это останется, рано или поздно человек растает.

Вы возглавляете Союз кинематографистов Беларуси - мне рассказывали, между прочим, как вы печетесь о ветеранах кино. Это тоже - по доброте душевной?

Виктор Васильев: Нельзя без милосердия. Актеры, режиссеры, сценаристы - братия, без которых я не могу, просто задыхаюсь. И люди старшего поколения с очень печальными глазами для меня важнее, чем мои "успехи". Я даже чувствую свою вину за то, что многие кинематографисты забыты. Так что одна из задач союза - поддержать их. Не только материально - морально.

А что в Беларуси с молодыми кинематографистами?

Виктор Васильев: Молодежь у нас прекрасная, талантливая, все быстро схватывает, это я знаю точно, потому что преподаю в государственной Академии искусств. Многие уезжают, потому что, к сожалению, на нашей киностудии для них нет работы. Хорошо, если в Россию или в Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан, - но часто уезжают в Китай, в Европу. И в итоге ничего на своей земле не оставляют. А так не должно быть. Я сейчас поставил себе целью: убедить всех, кто причастен к кино, что молодежь должна снимать, нужно поменять кардинально отношение к молодому кино.

Ну вот, ваши роли настигли вас и в жизни - говорите, как генсек.

Виктор Васильев: Сложно бывает доказать, хоть ботинком стучи. Но ведь не будет ничего, если мы не начнем воспитывать детей и молодежь. А где еще воспитывать и влиять, как не в кино? Будет достойное кино для детей и юношества - будет здоровая нация.

Фото: Из личного архива

На фестивале "Свой путь" в Уфе почти все победители и призеры оказались россиянами. Что это может означать?

Виктор Васильев: Что российское кино выздоравливает, на фестивале я видел много сильных игровых и документальных работ. А главное, в центре внимания появляется человек, который не просто пытается выжить, а делает что-то яркое, полезное. Есть движение кинематографистов в сторону уважения к своим героям, к своей земле. И что особенно радостно - очень много молодых режиссеров. Мне кажется, в России осознали, что будущее за молодым кино. Мы в Беларуси, уверен, тоже подтянемся.

Кстати

Кинопоказы фестиваля "Свой путь" пройдут 22 июля в московском кинотеатре "Иллюзион" и 29 июля в усадьбе науки и творчества RODEN. В программе: номинант на премию "Оскар" и победитель многих зарубежных кинофестивалей, - документальная короткометражка "Выход" (реж. Максим Арбугаев, Евгения Арбугаева), короткометражный игровой фильм "Escape" (реж. Александр Гаврилов ), еще один док "Чип внутри меня" (реж. Юлия Киселева) и другие картины. Вход на все показы бесплатный. После финальных титров пройдут дискуссии с участием известных актеров, журналистов и продюсеров. Полная программа доступна на сайте кинофестиваля.