Войти в почту

Какие российские комедии смотрим сегодня? Обозреватель "РГ" узнала у режиссера Аллы Суриковой

Обозреватель "РГ" обратилась к человеку, понимающему толк в комедии, народной артистке РФ, режиссеру Алле Суриковой, автору таких картин, как "Человек с бульвара Капуцинов" "Суета сует", "Дети Понедельника", "Ищите женщину" и других, и задала ей несколько вопросов.

Какие российские комедии смотрим сегодня? Обозреватель "РГ" узнала у режиссера Аллы Суриковой
© Российская Газета

Алла Ильинична, в каком состоянии, на ваш взгляд, сегодня пребывает жанр комедии?

Алла Сурикова: Сегодня я, к сожалению, мало что видела. Последний раз я смотрела картины нового фестиваля "Грачевский" - на нем представлено детское и юношеское кино. Посмотрела список фильмов фестиваля "Выборг", но пока не знаю, есть, среди названных фильмов комедии или нет. Я была в Армении в июле на фестивале "Золотой абрикос", спросила у президента Арутюна Кочатряна, есть ли в программе комедии. Он ответил однозначно: нет. На открытии показали рекламу фильмов : кровищи океан, а улыбки нет. Если не специальный тематический фестиваль, то комедии не жалуют, поэтому трудно что-то сказать. Вот собираюсь пойти в кинотеатр "Октябрь" на премьеру фильма " Баба Яга". Думаю, комедия. Надеюсь, смешная.

Помните, у нас несколько лет назад был взрыв интереса к комедиям, а сейчас…

Алла Сурикова: Сейчас, по-моему, тоже есть взрыв, только он осторожный, потому что в комедии всегда есть критический момент, а этически он сегодня не очень удобный. У меня сейчас лежит сценарий "Мозаика" по произведениям Аркадия Аверченко. Я влюблена в этого писателя, в его снисходительную ироничность, в прекрасные диалоги. И хотя мне кажется он абсолютно современным, тем не менее, это тот случай, когда он никого не обидит, не оскорбит, не унизит….Я бы хотела сделать с моими студентами альманах, созданный из короткометражек, и объединенный фигурой самого Аверченко. Это пока мечты, не знаю, как и когда они смогут осуществиться.

Каков, по вашему, уровень современных кинокомедий?

Алла Сурикова: увы, нет таких гениальных авторов, по сценариям которых снимались замечательные комедии- нет Горина, нет Брагинского, нет Шварца. Нет Владимира Кунина, по которому я снимала "Чокнутых", нет Эдика Акопова, Толи Эйрамджана…. Нет в наши дни и новых Данелии, Рязанова, Гайдая - тех, на ком зиждилась прекасная советская комедия. Таланты есть, но их мало… Например, режиссер Мариус Вайсберг. Яркий комедиограф. Возможно его комедии слишком свободны для нас, выросших в советскую эпоху, но он современен и дерзок.. Все фильмы Анны Меликян обладают магическим притяжением. Во многом за счет иронии. Я приветствую всегда проявления любимого жанра у молодых ребят, у наших студентов : Самвел Мужикян, Мария Панова, Николай Новожилов, Полина Лазарева, Ольга Обухова, Николай Волянский и другие. Я всегда голосую за комедию и всячески стараюсь поддерживать проявления в молодых режиссерах этого самого сложного, но такого любимого зрителями жанра. Да, фестивали не любят комедии… Но зрительская любовь важнее. Проверено временем.! За дебют в комедии - это всегда был мой приз - приз президента фестиваля "Улыбнись, Россия!"

Что нового можете про свой фестиваль рассказать, он же трансформировался?

Алла Сурикова: Не могу пока ничего про фестиваль рассказать, потому что жду решений по поводу него от Министерства культуры.

7 сентября в широкий прокат выйдет новая российская комедия "Праздники" от создателей "Бати". Снял ее популярный актер Борис Дергачев. В главной роли в фильме - Мария Аронова. Фото: Good Story Medi

Антирейтинг

Киноканал "Комедия" составил "Абсолютный антирейтинг" комедий за последние 10 лет. При составлении рейтинга учитывались съемка "по лекалу суперхита", неуместная пошлость и обидная пародия.

1 "Короче, я женюсь!" (2022).

Режиссер: Виталий Манюков

2"Взломать блогеров" (2016).

Режиссер: Максим Свешников

3"Кавказская пленница!" (2014).

Режиссер: Максим Воронков

4"Большая ржака" (2012).

Режиссер: Виталий Москаленко

5 "Непосредственно Каха" (2020).

Режиссер: Виктор Шамиров

Рейтинг

В 2023 году профессионалы на телеканале "Комедия" составили топ-10 лучших комедий XXI века. В него вошли две российские комедии:

"Мальчишник в Вегасе", режиссер Тодд Филлипс

"Отель "Гранд Будапешт", Уэс Андерсон

"Зомби по имени Шон", Эдгар Райт

"1+1", Оливье Накаш, Эрик Толедано

"Холоп", Клим Шипенко

"Кролик Джоджо", Тайка Вайтити

"Борат", Ларри Чарльз

"Победители шоу", Кристофер Гест

"Пипец", Мэттью Вон

"Я худею", Алексей Нужный

Самые кассовые комедии - такие, как "Холоп", как правило, получают продолжения. Фото: kinopoisk.ru

Прямая речь

Иван Кудрявцев, директор по киноканалам медиа-холдинга "Цифровое Телевидение":

"К российским комедиям, которые стали для рынка локомотивами и референсами, я бы отнес, конечно, фильмы "Холоп", "Батя", картины Алексея Нужного "Пара из будущего" и "Я худею", а также ленты "Горько!" и "Родители строгого режима""

Кстати

Всего лишь несколько лет назад в российском кино жанр комедии преобладал - все стремились их снимать. На защитах проектов в министерстве культуры и Фонде кино даже повторялись сюжеты. Но времена изменились. К тому же эксперты отмечают, что в последнее десятилетие жанр комедии в кинопрокате резко сдал позиции. По крайней мере, в США, где каждый готов оскорбиться за любую шутку в свой адрес. А потому комедии в их привычном понимании - такие какими были "Все без ума от Мэри", "Аэроплан" и "Мальчишник в Вегасе", ушли на эфирное и кабельное ТВ и в интернет, где жанр трансформировался в стендап и комедийные шоу, уступив место на большом экране беззубым анимационным и семейным представителям жанра, зрелищным кинокомиксам и прочим блокбастерам.

Такую точку зрения высказал в беседе с обозревателем "РГ" Иван Кудрявцев, директор по киноканалам медиахолдинга "Цифровое Телевидение", в который, между прочим, входит и специальный нишевой телеканал "Комедия". А Иван Кудрявцев в разговоре также подчеркнул: предковидные годы отметились тем, что комедии стали приобретать более локальный характер. Скажем, американские комедии для чернокожего населения вроде "Семейки тетушки Медеи", не выходили за пределы американского проката. Тогда у национальных комедий по всему миру появился шанс отвоевать зрителя.

Сегодня, по данным специалистов, представляющих канал "Комедия", доля отечественных комедий в российском кино варьируется от 20 до 30% в репертуаре кинотеатров, и сборы составляют также примерно 25% общей кассы. Исключение - 2021 год, когда в кассе учитывались сборы двух фильмов франшизы "Последний богатырь", тогда как продолжение - третий фильм "Последний Богатырь. Корень зла" основную кассу собрал уже в 2022 году. Похожий всплеск интереса к комедиям был в 2019 году, когда вышли фильмы "Холоп" и "Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел". При этом основную кассу "Холоп" сделал в 2020-м - фильм выходил как раз накануне новогодних праздников.

В последние два года количественно российские и американские комедии в отечественных кинотеатрах сравнялись, но российские комедии обычно в среднем работают в два раза лучше американских.

До конца 2023 года ожидаются пять российских комедий, которые способны "взорвать кассу":

1. "Добро пожаловать в семью. Повар из Неаполя"

2. "Манюня. Новогодние приключения"

3. "Честный развод. Бенефис"

4. "Холоп 2"

5. "Елки 10"