Войти в почту

Кто из иностранных музыкантов не испугался и остался в России после начала СВО

Несмотря на попытки западных стран "отменить" русскую культуру, санкции и травлю тех, кто продолжает сотрудничество с нашей страной, многие иностранные артисты продолжают выступать в России, а некоторые - и жить. Среди них - прославленные дирижёры, о которых рассказали обозреватели РИА Новости.

Кто из иностранных музыкантов не испугался и остался в России после начала СВО
© Российская Газета

Фабио Мастранджело называют "самым известным итальянцем в российских музыкальных кругах". Международное признание он получил ещё до переезда в РФ в 2002 году. Маэстро закончил консерватории в Бари и Женеве, а также Королевскую академию музыки в Лондоне, основал камерный оркестр "Виртуозы Торонто", был худруком фестиваля "Звезды Шайи" во Франции. В России впервые выступил в Михайловском театре, затем сотрудничал с Мариинкой, стал худруком театра "Мюзик-Холл" (ныне - Санкт-Петербургский государственный музыкальный театр имени Ф.И. Шаляпина). С 2018 года - главный дирижер симфонического оркестра Москвы "Русская филармония". Теперь у Мастранджело, работавшего во многих странах мира, - в основном российские проекты, он сотрудничает с музыкантами разных городов страны. В 2011 году дирижёр получил паспорт гражданина РФ, у него семья в Санкт-Петербурге, двое детей.

Греческий дирижёр Теодор Курентзис приехал в Петербург учиться у легендарного профессора Ильи Мусина в 1994-м - и остался в РФ. Теодор стал главным дирижером Новосибирского театра оперы и балета, основал оркестр и хор musicAeterna, работал худруком Театра оперы и балета в Перми, руководил Дягилевским фестивалем. В 2008-м получил орден Дружбы, в 2014-м - российское гражданство. При этом не прекращал гастролировать по миру, в 2018-м Курентзис стал дирижером Симфонического оркестра Юго-Западного радио Германии, в 2022-м создал международный оркестр Utopia. Он ни разу не высказывался об СВО, что вызвало недовольство на Западе. Более того - руководство Венского Концертхауса прекратило многолетнее сотрудничество с Теодором. "Отмена" не удалась: он с Utopia продолжает выступать в Европе, включая Зальцбургский фестиваль.

Кристиан Кнапп из США учился в Консерватории Новой Англии в Бостоне на пианиста, в Музыкальной академии Киджи в Италии у Юрия Темирканова и Мюнг-Вун Чунга - на дирижёра, а после - в Санкт-Петербургской консерватории у Ильи Мусина и Леонида Корчмара. Карьеру начал в 2000-м в экспериментальном лондонском театре Брумхилл-опера, работал с Английской национальной оперой, Оперным театром Сиэтла, оркестрами Лос-Анджелеса, Ливерпуля, Литвы и другими. Кнапп сотрудничает с Мариинским театром Кнапп уже 12 лет, при этом выступая и за рубежом. В интервью он подтвердил, что будет в Мариинском театре и в следующем сезоне: "Конечно", - говорит. При этом проблем с приглашениями из других стран у него не возникает.

Ещё один известный дирижёр - британец Ян Латам-Кёниг, выпускник Королевского музыкального колледжа в Лондоне - также без проблем совмещает выступления в России и других странах, сотрудничая с такими ведущими оперными театрами Европы, как Ковент-Гарден, Опера Бастилии, театры Берлина, Гамбурга, Рима, Лиссабона и Сантьяго. В 2008-м начал сотрудничать с московским театром "Новая опера" имени Е.В. Колобова началось, в 2011-2018 гг. Ян был главным дирижером театра, с 2019-го и по сей день он - главный приглашенный дирижер. В том же 2019-м Латам-Кёниг основал и возглавил российско-британский Фестивальный оркестр Бриттена-Шостаковича, а в 2023 году стал музыкальным руководителем театра Колон в столице Аргентины.

Другой британец - Джереми Уолкер, тоже выпускник Королевского колледжа, приехал продолжать образование в Москву, присоединившись к стажерской группе дирижеров Государственного камерного оркестра "Виртуозы Москвы". А весной 2022 начал работать в Московском театре мюзикла. Худрук театра Михаил Швыдкой отмечает, что "на Джереми не влияют никакие политические обстоятельства".