Войти в почту

Чеховская девушка: Какой запомнится актриса Ирина Мирошниченко

Она была актрисой обаятельной и чувственной. Она сыграла едва ли не всех главных чеховских героинь. Жаль говорить слово "была", не хочется - в прошедшем времени. Так бы хотелось, чтобы обаяние и чувственность не уходили, оставались с нами навсегда.

Чеховская девушка: Какой запомнится актриса Ирина Мирошниченко
© Российская Газета

"Буквально на днях - рассказывают в ее родном МХТ им. Чехова, где народная артистка прослужила больше полувека, - поздравляли ее с 81-м днем рождения. А когда она внезапно попала в больницу, надеялись, что многочисленные пожелания здоровья возымеют силу".

Увы. Ирина Мирошниченко, звезда театра и кино, актриса удивительного дарования, ушла из жизни в четверг, 3 августа, в одной из московских клиник. Помните - многие ведь помнят ее с первых, совсем небольших ролей! - хотя бы юную Катю в фильме Георгия Данелии "Я иду, шагаю по Москве". Это был ее дебют в кино - она третьекурсницей сбежала на съемки из Школы-студии МХАТ без разрешения. А помните, потом были "Андрей Рублев", "Дядя Ваня", "Вам и не снилось", "Это сладкое слово свобода", "Зимняя вишня" - фильмы блестящих режиссеров. Больше полусотни незабываемых киноролей. Даже эпизоды с ней - всегда цепляли чем-то. Ложились на сердце.

Но свое сердце актриса навсегда безоговорочно отдала театру. Родным домом стал МХТ им. Чехова, в котором она осталась вместе с Олегом Ефремовым в 80-х, когда труппа Художественного театра разделилась надвое. На этой сцене состоялся ее взлет, случились знаковые встречи и большие роли. До последних дней она выходила на эту сцену - в спектакле "Моя дорогая Матильда". Ее Матильда полюбилась публике настолько, что оставалась в репертуаре театра целое десятилетие - не так давно был 100-й показ...

А начинала она в спектакле "Соло для часов с боем", где ее партнерами стали "мхатовские старики" - Яншин, Грибов, Прудкин, Андровская... Все они учили как-то незаметно: не проповедями или наставлениями. Но юной актрисе запомнились такие их уроки: "Одна мысль у них звучала постоянно - душу надо тренировать... Душа должна быть в состоянии открытости, чтобы что-то услышать, на что-то откликнуться, от чего-то содрогнуться и снова расцвести".

Может, все дело в этой вечной тренировке? Может, оттого, как ни верти, и сама Мирошниченко, и ее героини - оставались не похожими ни на кого другого. Секрет такой: он в состоянии открытости души...

"Никогда мысли о том, что я уйду в кино, не было. Более того, я отказывалась от многих главных ролей в кино, если нужно было уходить из театра, надолго куда-то уезжать. Для меня в приоритете был театр. Я никогда не срывала спектаклей, не ловчила, не хитрила - если когда-то отменяли из-за меня спектакль, только по состоянию здоровья. Актер обязан выйти и сыграть, ведь в зале зритель. А о несостоявшихся киноролях не жалею", - рассказывала она "РГ" не так давно.

Особенные для Ирины Мирошниченко - чеховские героини. Чехова на сцене без Мирошниченко не представлял себе Олег Ефремов. Она была Аркадиной и Машей в "Чайке", Раневской в "Вишневом саду", молодой женой дяди Вани Еленой Андреевной, двумя из "Трех сестер". Ее сценические образы несли не просто женственность и обаяние - в них всегда ощущалась скрытая внутренняя сила. Как и в самой актрисе. Она была красива - в каждом возрасте по-своему. Мало кто знал, сколько испытаний ей пришлось пережить.

Сообщение из чеховского МХТ: "Ирина Петровна жила с распахнутой душой. Жизнь была к ней щедра, одарив талантом, красотой и характером, не позволявшим гнуться под ударами судьбы - их было достаточно, упрямо идти к мечте и намеченной цели. А она сама была щедра к людям, считая, что её миссия, её долг - дарить радость. И истово делала это".

Мирошниченко вспоминала: ее мама, Екатерина Антоновна, была ученицей основателя Камерного театра Александра Таирова, сама могла стать актрисой - но не сложилось: в тридцать седьмом году арестовали мужа, все пошло не так. Когда родилась Ирина, ее мама увидела в окне большую и яркую звезду. И загадала: чтобы дочь была звездой. Так и случилось. Так ведь и осталось - для всех нас.