Войти в почту

Дудук и "Хованщина" потрясли рязанский Кремль на музыкальном фестивале "Русская опера"

В Рязани прошел Первый международный музыкальный фестиваль "Русская опера", посвященный национальным оперным традициям и музыке русских композиторов. Его инициатором выступило Правительство Рязанской области, а организацией занимались продюсер и генеральный директор Национальной оперной премии "Онегин" вместе с Рязанским музыкальным театром при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Дудук и "Хованщина" потрясли рязанский Кремль на музыкальном фестивале "Русская опера"
© Российская Газета

Когда организаторы искали место для проведения фестиваля, они рассматривали старинные русские города, где "все дышит сюжетами, которые легли в основу знаменитых русских опер". Выбор пал на Рязань не только из-за наличия здесь древнего Кремля, стены которого могут служить эффектной декорацией для представлений на открытом воздухе, но также потому, что в Рязани существует большой интерес к опере, при этом городу явно не хватает полноценного театра оперы и балета.

В Рязани в конце XVIII века был построен Оперный дом, в котором на протяжении всего XIX века вместе с драмами шли оперные новинки, например, "Аскольдова могила" и "Вадим" Алексея Верстовского, "Волшебный стрелок" Карла Марии фон Вебера и другие. К началу XX века музыкальное направление театра вытеснилось драматическим. На рязанской земле родились многие известные, несправедливо забытые, оперные певцы - это теноры , , Анатолий Орфенов.

И еще один фактор сыграл свою роль при выборе места для проведения нового оперного фестиваля. Уже одиннадцать лет на территории Рязанского Кремля в июне проходит фестиваль искусств "Кремлевские вечера". Его проводит Рязанская филармония. Жители давно привыкли приходить за три часа до концерта, занимать места у сцены. Желающих послушать музыку на открытом воздухе, к тому же бесплатно, собирается до трех тысяч человек. Многим приходится стоять или сидеть на принесенных с собой подушках… В городе есть свой Музыкальный театр, открытый 20 лет назад, но на его камерной сцене идут в основном оперетты и мюзиклы. Зал небольшой, билеты вечно проданы заранее. Так что не случайно фестиваль собрал не одну тысячу зрителей.

В концерте-открытии фестиваля приняли участие Рязанский камерный оркестр и солисты ведущих московских театров. Перед концертом музыкальный обозреватель "Радио России" Ольга Русанова рассказала в кремлевском Дворце Олега о выдающихся рязанских оперных певцах. Второй день был посвящен 150-летию со дня рождения - прошла премьера оперы "Алеко" в постановке Вадима Заплечного и Сергея Гайдея и выступил фольклорный ансамбль "Табор возвращается". Потом был день камерной и духовной музыки.

Заключительный день фестиваля так и назывался - "Хованщина". Шутка ли - за этот день мероприятия, включая лекцию музыковеда Марины Гайкович "Взгляд в прошлое", посетили 10 тысяч человек.

На оперу Мусоргского "Хованщина" в постановке многие приехали в Рязань специально и издалека. Трехчасовую "Хованщину" слушали, затаив дыхание.

Огромную сцену привезли заранее из Москвы, монтировали под присмотром режиссера Александра Тителя, художника , главного хормейстера Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Станислава Лыкова. Спектакль в 2016 году получил "Золотую маску". Но никогда не игрался на таком вот открытом пространстве.

Фото: Павел Пониматкин

На репетиции Титель просил певцов и артистов хора забыть про "четвертую стену" и обращаться прямо к зрителям. И если в первом созерцательно-философском акте подобный диалог налаживался медленно, то ко второму, более динамичному, зрители перестали лихорадочно искать в своих смартфонах краткое содержание оперы и погрузились в смыслы, идущие со сцены. Это отчасти связано с особенностью постановочного решения: интрига развязывается медленно, как пружина, характеристики персонажей поначалу слишком аккуратны.

Фото: Павел Пониматкин

Сильное впечатление в Рязани произвели женские персонажи - Марфа в исполнении меццо-сопрано , Сусанна и Эмма Марии Лупаревой. Эффектна сцена Ивана Хованского с персидками, в которой участвует ансамбль армянских народных инструментов. Исполнитель на дудуке буквально "выдувает" девушек из кулисы и заставляет танцевать для князя. В роли Ивана Хованского блистает . Удачно сохранена и сцена беседы Марфы и Досифея (Игорь Коростылев) с непрописанным в либретто уходом персонажей на тайное свидание в альков.

Фото: Павел Пониматкин

"Хованщина", сюжет которой - размышления о судьбах России - всегда актуален, задала фестивалю высокую планку. А в планах у организаторов - в будущем представлять в Рязани оперы русских композиторов, включая редкие и малоизвестные.