Войти в почту

«Я с теми, кто защищает страну»: Александр Маршал — об уехавших артистах, патриотизме и поддержке военных

Поддержать военнослужащих в зоне СВО музыкант Александр Маршал считает своим долгом. На днях он выступил перед бойцами отдельного отряда Тульского соединения ВДВ, проходящими лечении и реабилитацию.

«Я с теми, кто защищает страну»: Александр Маршал — об уехавших артистах, патриотизме и поддержке военных
© Вечерняя Москва

«Вечерняя Москва» пообщалась с заслуженным артистом РФ Александром Маршалом сразу, как только он вернулся в Москву из зоны проведения СВО.

— Александр, вы уже не раз выступали перед российскими военнослужащими на передовой. Что заставляет вас приезжать туда снова и снова?

— Я бывал на Донбассе еще в то время, когда только все начиналось... Я туда езжу, потому что иначе не могу, по-другому у меня просто не получается. Помню, как по спине побежали мурашки, когда я впервые приехал в Донецк и вошел в гостиничный номер. Стекла в окнах были заклеены лентами, чтобы не вылетели от взрывов... Как в годы Великой Отечественной войны. Я подумал тогда: да что же это происходит, как такое вообще может быть?!

— Как вы считаете, что дают бойцам такие встречи?

— Хочу, чтобы все правильно понимали: это, конечно, никакие не гастроли, это прежде всего общение с людьми. Я был практически во всех горячих точках — в Чечне, в Сирии, Боснии и на Донбассе… И уверен, что встречи военнослужащих с артистами необходимы. Помню, как однажды ребята после боя пришли с потерями, я посмотрел на них и подумал: «Ну что мне делать в этой ситуации, чем я со своей гитарой могу им помочь?» Но когда начал петь, увидел, как у бойцов оттаивает взгляд, как они постепенно приходят в себя после того, что пережили.

«В нашем джазе кипят страсти»: Игорь Бутман — о джазе, российских музыкантах и зрителях

— Вы ведь не только подбадриваете наших ребят своими песнями, но еще и занимаетесь гуманитарной помощью. Знаю, что отправили в зону СВО автобус для перевозки вещей...

— О гуманитарной помощи не принято говорить. Но я стараюсь как могу. И благодарен друзьям, которые мне в этом здорово помогают. Я такой же человек, как те, кто находится на передовой. И я понимаю, что боевые действия — страшное дело. Но то, что произошло, рано или поздно все равно бы случилось.

— Связь между русскими и украинцами всегда была очень тесной. И вас со столицей Украины много что связывает…

— Да. Мои родители последние годы жили в Киеве. Они переехали туда, когда я работал с группой «Парк Горького» в Америке. Потом я их навещал и выступал в Киеве много раз. У меня там немало друзей. Я даже не понимаю, как нас можно разделить...

Мы ведь были одним целым. В 2001 году, когда из жизни ушел мой отец, я приехал в Киев и смог с ним проститься. А уже в 2015-м, когда не стало мамы, меня не пустили в Киев, не позволили проводить в последний путь, потому что я попал в базу данных украинского экстремистского сайта «Миротворец». В 2018 году не стало моей сестры. И случилось то же самое — я получил от ворот поворот. Слава богу, у меня в Киеве есть друг, который сделал так, чтобы я перезахоронил родителей и сестру в Москве.

«Я чувствую азарт»: актер Андрей Соколов — о режиссуре и равнении на молодых

— Ваше отношение к уехавшим из страны артистам и друзьям остается прежним?

— Сейчас я отношусь к ним... никак. И вообще не понимаю, зачем их вспоминать. У каждого человека своя судьба и жизнь. Для кого-то главное — деньги, для кого-то — собственные принципы и убеждения. Поэтому и называть фамилии я не стану. Уехали, и бог с ними.

— Вам наверняка приходилось слышать, что военные действия слишком затянулись… Что вы могли бы сказать в ответ тем людям?

— Я ведь не главнокомандующий, чтобы разъяснять нюансы и тонкости военных действий. Могу лишь сказать, что в 90-е годы мы развалили нашу армию и флот, и это было сделано специально, чтобы сейчас произошло то, что произошло. Но я знаю совершенно точно, что есть команда: беречь жизни наших ребят. Поэтому лишний раз на рожон мы не лезем, а скрупулезно добиваемся той задачи, которая была поставлена.

— Как вы считаете, каким образом можно привить чувство патриотизма молодым людям?

— Убежден, что только личным примером. Например, у моего отца — военного летчика, подполковника и командира эскадрильи — не было достаточно времени, чтобы заниматься моим воспитанием. Но я видел, как он относится к Родине, к тому, что происходит в стране, по каким принципам он живет. И все это я впитывал. Поэтому и считаю, что начинать всегда необходимо с себя. И помнить, что наши дети внимательно смотрят на нас, родителей.

— Знаю, что вы готовы были пойти добровольцем в зону проведения СВО, но вам отказали из-за возраста. Действительно чувствовали в себе силы на это?

— Так получилось, что я три года служил в Советской армии, год из них — оператором радиолокационной станции. А когда началась спецоперация, я спросил, можно ли мне принять в ней участие. Понятное дело, не пустили бы меня на передовую, но я мог бы, допустим, стать водителем. Однако услышал, что мой возраст уже не позволяет мне принимать участие в спецоперации. Сказали: «Сиди, пока обойдемся без тебя».

— Когда планируете вновь выступить перед бойцами?

— Пока не строю планов, но знаю, что это обязательно еще произойдет. Я всегда буду с теми, кто на передовой.

ДОСЬЕ

Александр Маршал родился 7 июня 1957 года в станице Кореновской. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано, сам освоил гитару. В 15 лет создал свой первый ансамбль «Степняки». В 1974 году поступил в Ставропольское военное училище, где у него появилось прозвище Маршал, ставшее сценическим псевдонимом. После училища служил в армии, был матросом и механиком в Крыму. В Москву приехал в 1980 году. Работал в ресторанах, в «Москонцерте». Известен как участник групп «Цветы» и «Парк Горького», позднее стал сольным исполнителем.