Войти в почту

Юрий Соломин: большой хранитель Малого

ВЕЛИКАЯ СЦЕНА

Юрий Соломин: большой хранитель Малого
© Мир новостей

В разные годы Малым театром руководили выдающиеся деятели оте­чественной культуры, а с 1988 года его возглавляет самый долголетний художественный руководитель - Юрий Соломин. Причем в театре его сначала единодушно избрали (впервые в истории Малого!) худруком, а уж потом правительство утвердило решение коллектива.

Соломин - народный артист СССР, лауреат двух Государственных премий, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» трех степеней и еще шести других орденов. Обладатель девяти высших премий по искусству страны и мира, почетный член Российской академии художеств, член-корреспондент Российский академии образования, почетный профессор МГУ. При этом я далеко не уверен, что перечислил хотя бы половину тех регалий, званий и заслуг, которых удостоился этот выдающийся деятель культуры России. Взять хотя бы астероид за номером 10054, который так и называется - «Юрий Соломин».

С 1957 года (тогда окончил Театральное училище имени Щепкина) Соломин сыграл в 57 спектаклях родного Малого театра. Там же поставил 8 спектаклей. За это же время он сыграл в 60 фильмах и 7 телеспектаклях. Сам снял 4 фильма. И при этом Юрий Мефодиевич треть столетия еще и руководит самым большим драматическим коллективом страны, хоть и называется он Малый. Великолепная труппа здесь насчитывает более 100 актеров.

СИБИРСКИЙ ХАРАКТЕР

Соломин родился в Чите. Отец - Мефодий Викторович - тоже родом из Забайкалья. Мама - коренная жительница Томска. Отец свободно играл на всех струнных инструментах, а мать имела потрясающее меццо-сопрано, хотя запросто могла исполнять и партии контральто.

В довоенные годы Чита слыла городом высоких и разнообразных культурных традиций. С ним связаны имена великого джазмена Олега Лундстрема, замечательных писателей Николая Задорнова (отца известного писателя-сатирика) и автора великолепного романа «Даурия» Константина Седых. Отец с матерью трудились преподавателями музыки в городском Доме пионеров и в Доме народного творчества Читы. В конце 1920-х

годов они отправились в Ленинград, поступили в консерваторию. Однако случилась трагедия: из-за болезни Зинаида Ананьевна почти утратила слух. Из консерватории ей пришлось уйти, а отец последовал за любимой женщиной, как та этому ни противилась. Мефодий Викторович затем посвятил свою жизнь поиску музыкальных дарований в Чите и Бурятии.

Все это я рассказываю и для того, чтобы подтвердить ту самую культурную преемственность в семье Соломиных, но еще больше потому, что хочу подчеркнуть мысль главную: оба брата Соломины стали впоследствии известными актерами вовсе не случайно. Их родители первыми заметили в сыновьях дарования и сделали все для того, чтобы те верно определились с жизненным выбором. В 1953 году отец поехал с Юрием в Москву с твердым намерением определить сына в Театральное училище имени Щепкина…

Я категорический противник того, когда на сцене коверкают классические произведения и превращают Аркадину в шлюху, Раневскую в наркоманку, а Глумова - в человека, который лезет бабам под юбку. Нельзя подминать классиков под себя. Надо сначала достичь их масштабов и попытаться понять, что они хотели сказать. Тогда и произведения зазвучат совсем по-другому. Рахманинов, Глинка, Чайковский написали так, как написали, в этом выразилась их личность, их душа. Уважайте их, попробуйте понять, а это не так уж просто! Ставить классику и подминать ее под себя - воля ваша, но это изнасилование, и оно должно караться как уголовное преступление!

Известно, что путевку в кинематограф Соломину дала великая актриса Пашенная. Конечно, мы вольны сейчас утверждать, что красавца-сибиряка оте­чественный кинематограф заметил бы в любом случае. Но это как сказать. И уж во всяком случае он бы никогда не получил в дебюте главную роль без помощи и поддержки Веры Николаевны. А та сумела убедить режиссера Исидора Анненского в том, что ее ученик великолепно справится с ролью Павла Каурова в фильме «Бессонная ночь». Так в 1960 году зритель впервые увидел спокойную, вдумчивую, очень располагающую и задушевную игру молодого Юрия Соломина.

Он играл содержательно, надежно, не помышляя о каком-то особом успехе. Тем не менее, он случился - феноменальный и феерический. Никем не прогнозированный, в том числе и самим Юрием Мефодиевичем. Потому что (открою читателю небольшую кинематографическую тайну) изначально на роль Павла Андреевича Кольцова в пятисерийном фильме «Адъютант его превосходительства» планировался Михаил Ножкин. Однако после долгих размышлений режиссер Евгений Ташков утвердил Соломина. И те 377 минут экранного времени явили стране настоящий киношедевр. Во всяком случае, без малейшего преувеличения можно утверждать: эта лента встала вровень с «Чапаевым», «Подвигом разведчика» и «Ошибкой резидента». О Соломине решительно все заговорили как о советской кинозвезде первой величины.

ПУШКИНСКАЯ МЕРА В КУЛЬТУРЕ

Вы никогда не задумывались, уважаемый читатель, почему у нас лучшая в мире артистическая школа? В решающей степени, полагаю, потому, что, в отличие от Запада, молодую театральную смену мы готовим не по ремесленному принципу - мастер и подмастерье, а по укладу, сильно напоминающему семейный. Педагоги главных театральных вузов России, конечно же, учат студентов профессии - кто бы спорил. Но еще по-родственному учат и нравственным императивам, и жизненной позиции. И пример Соломина - ярчайшее тому доказательство. Мы с ним встречались много раз. Вот лишь некоторые выдержки из наших бесед.

* * *

Меня журналист однажды спросил: вы читали пьесы, например, Сары Кейн, Марка Равенхилла или наших современных драматургов - братьев Пресняковых, Василия Сигарева, других? Я ответил отрицательно. Тогда, продолжает он, как же вы смеете утверждать, что на это не стоит обращать внимания? А по тому праву, милый, что я проработал шесть десятилетий в театре и уже могу что-то угадывать интуитивно. Да, я их пьес не читал, но определенно знаю из многих других источников, какие темы в них подняты. Мне эти темы не интересны, как и моим зрителям, которых в стране гораздо больше, чем это кому-то кажется. Потом, для меня мат на сцене неприемлем в принципе. Хотя в жизни порой приходится к нему прибегать. Я так же не люблю наглость, глупость, пошлость. И не могу смотреть, как при мне обижают слабого. Если виновного просто посылают по-русски - ладно, но когда методично и долго унижают, я этого перенести не могу. В конце концов, я - отец и уже давно дедушка. И я имею право сказать тем, кто мне по возрасту приходится внуком, что их путь мне кажется неверным.

* * *

Съемки в кино дали очень много для развития меня как личности. Они подарили мне встречи с выдающимися режиссерами и актерами: Оттакаром Ваврой, Михаилом Калатозовым, Марком Донским, Комаки Курихара, Жанной Моро, Мариной Влади. Но Куросава все-таки - особая статья. Когда называют великих, то называют: Феллини, Бергман, Куросава. Эта тройка, без которой очень трудно говорить о мировом кинематографе. Мы потом почти тридцать лет поддерживали самые добрые отношения. Куросава был художником по образованию - закончил Академию художеств - и очень хорошо рисовал. Он мне присылал открытки, которые сам рисовал и выпускал у себя в Японии. А однажды подарил картину, где изображена голова тигра с зеленоватыми глазами. Справа - японский орнамент и подпись: «18 июня 1974 года, Соломин сан, Куросава сан». До сих пор эта картина висит у меня на стене.

* * *

Сказать по правде, в последнее время я отдалился от кино. У меня такое ощущение, что того мощного кинематографа, который был у нас раньше, сегодня просто нет. Некоторые режиссеры совершают «набеги на съемку». Потом у них нет денег, и они отступают, ждут, фильм откладывается. Да, мне все время предлагают роли в кино. Есть даже хорошие сценарии, и мне особенно понравились сценарии двух исторических фильмов. Если бы я в них снялся - большего и не надо. Но этих фильмов так до сих пор и нет, работа все время откладывается. Сниматься же «в стол» я не вижу смысла, тем более что придется отнимать время у театра. Последняя более-менее примечательная моя работа случилась в сериале «Московская сага». В «Саге» многое похоже на то, что было в жизни. Я даже вспомнил ситуацию, связанную с арестами. У нас в семье никогда это не обсуждалось, но я знал, что моего деда репрессировали. И я вспомнил, как его арестовывали.

В современном кино, к сожалению, все решают продюсеры. С духовной пищей туго сейчас в кинематографе. То же самое и с музыкой. Я уже стал думать, что потерял слух, - не могу запомнить современные песни! А тут как-то послушал песни давние. «Как у Волги у реки, у реки», «Три танкиста, три веселых друга». Сразу все вспомнил. Когда пересматривал фильм «Небесный тихоход», сидел и вместе с героями пел: «Ну, а девушки? А девушки потом». Петь я с детства люблю - у нас хор был в мужской школе, физик играл на аккордеоне. Мы всегда получали первый приз. Но современные песни разве напоешь? В них ни мелодии, ни смысла.

* * *

Современные театры сегодня ставят классику активно, но что с ней вытворяют! Немыслимые вещи! Значит - это не любовь к автору, это использование автора в своих целях, которые определяются способностями, измеряются своим «аршином». Я считаю, что такой подход к нашему наследию наносит большой вред развитию общества. Многие нынешние «проекты» именно таковы - они идут вразрез с нормальным взглядом на самих себя, а значит, и на наше общество. Любую классическую пьесу можно подмять под свое мировоззрение. Так и делают: заставляют Яшу (слугу из «Вишневого сада») «заниматься любовью» (на сцене) со служанкой Дуняшей. Этого Чехов не писал, не мог написать. У него Яша не очень хороший человек, но ничего отталкивающего или вызывающего он на сцене не проделывает. Раневскую играют наркоманкой - на «игле сидит». У Чехова написано о ее нервном потрясении. Можно, конечно, пойти дальше, объясняя ее нервность наркотической зависимостью. Но никак нельзя нечто подобное ставить в основание роли - Чехов писал Раневскую другой. Для чего вся эта новизна? Ничего нового здесь абсолютно нет - попросту не могут увидеть того, что написал классик. Классики близко подпускают только очень талантливых людей.

* * *

Я полагаю, что нам всем нужна пушкинская мера в культуре. Она предполагает ответственность и мастерство. Ответственность за свой талант - как перед собой, так и перед публикой. Человек талантливый будет выполнять свою работу честно и чисто. Ибо в профессии, в творчестве есть своя честь. Нынешняя же культура часто человека унижает - и унижение начинается с бытовой культуры. Если мне за роль царя Федора будут платить в долларах, а не в рублях, я что, лучше играть стану? Нет, конечно. Хоть бесплатно играй, хоть в долларах оцените мой труд, я всегда буду играть в меру своих способностей и понимания своего дела. Но, тем не менее, человека приучают к изначально нечестному стандарту: мастерство и класс у нас в культуре всегда определялись не дороговизной, а, напротив, умением из простого сделать красивое и добротное. И, к счастью, такие мастера не перевелись.

Вековые традиции Малого театра - едва ли не главное и непреходящее его достояние. Здесь, как ни в одном другом творческом коллективе страны, наблюдается неразрывная связь поколений, и Соломин ее олицетворяет, пожалуй, ярче других. Как в связи с этим не вспомнить тот замечательный факт, что, будучи директором и художественным руководителем Малого, народный артист СССР Михаил Иванович Царев на протяжении четверти века в лице Юрия Мефодиевича терпеливо и вдумчиво растил свою смену. Именно, что растил, заботливо опекая последнего еще со студенческой скамьи. Но прошли годы и даже десятилетия, когда Царев поинтересовался: «О какой роли вы мечтаете?» Это были и вера, и надежда на актера, доказавшего свое право на выбор. Соломин ответил, что хотел бы сыграть Сирано. Через год его мечта сбылась.

А мне вспомнилось, как на своем восьмидесятилетии растроганный Михаил Иванович признался перед собравшимися: «Я счастливый человек. Всю жизнь занимался любимым делом в любимом театре. Даже имел счастье руководить им. И знаю, что дело наше будет кому продолжить. Знаю, что на мое место придет Юрий Соломин. И сделает то, что не получилось сделать нам. Так и должно быть, чтобы ученики видели больше и шагали дальше, чем их учителя».

Еще при Цареве Юрий Соломин стал режиссером. В этом качестве он работал в Болгарии, Чехословакии, Германии, Японии. С 1961 года Юрий Мефодиевич преподает в своей альма-матер. Является профессором, постоянно ведет мастер-классы со студентами Америки, Японии, Южной Кореи.

Соломин - мировая величина. Это на самом деле большой хранитель Малого театра, стоящий на страже всей русской культуры.

Михаил Захарчук

Фото: Агентство «Москва»