Войти в почту

Композитору Георгу Фридриху Хаасу – 70

«В плане эстетики я сознательно никогда не шел на компромисс. Разумеется, вы идете на компромиссы, каждый композитор, знающий свое дело, через это проходит, вы должны идти на компромисс, чтобы написанное вами могло быть исполнено. Но в своем музыкальном языке я на компромиссы не иду. Если проанализировать мою карьеру – думаю, именно поэтому меня приняли». 16 августа 2023 – 70 лет композитору Георгу Фридриху Хаасу, решительно отказывающемуся числить себя спектралистом (хотя слушательски его немалочисленные опусы нередко воспринимаются так) или автором микротональной музыки (подобные параллели также могут возникать), вообще как-то себя композиторски атрибутировать. Более-менее атрибутирована семейная жизнь Хааса, которая, впрочем, никого из нас не касается, но о которой, при желании, можно много чего интересного почитать. Георг Фридрих Хаас был одним из тех, с кем началась в 2021 ни на что не похожая жизнь альтернативной концертной площадки ДК Рассвет (основатели – Анна Красинская и Андрей Курилкин, программный директор – Алексей Мунипов; подробнее – в материале «МО» о новой музыке). В исполнении Vacuum Quartet (участвовавшего также в концерте «Квадратура круга» совместного абонемента «МО» и МГАФ «Instrumentarium: альт – гитара – флейта») звучал Третий струнный квартет Хааса – в полной темноте. «Мне хотелось привести музыкантов к ситуации, когда они могут общаться только звуками», – говорил Хаас в одной из опубликованных бесед. В другом интервью на вопрос о том, что символизирует темнота в его музыке Хаас ответил: «Что символизирует в моей музыке звук скрипичной струны? Что символизирует до-диез? Ничего они не символизируют. Это музыкальные средства, музыкальные медиа, которые могут быть использованы для выражения чего угодно. Все зависит от музыкальной грамматики, музыкальной логики, от того, что окружает тот или иной музыкальный элемент». По логике вещей именно Третьим струнным квартетом следовало бы сейчас проиллюстрировать сказанное, но лучше оставим это сочинение в живой памяти всех, кто ходил на концерты Vacuum Quartet в ДК Рассвет или Электротеатр (где цикл выступлений тогда еще не переименованного квартета A&C, с музыкой Хааса, назывался все же «Спектральной музыкой»). Благо, есть и другие иллюстрации. Антон ДУБИН, «МО» «Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Запись Композитору Георгу Фридриху Хаасу – 70 впервые появилась Музыкальное обозрение.