Войти в почту

В Суздале завершился X фестиваль "Лето Господне"

Название фестиваля заимствовано из знаменитого романа великого русского писателя Ивана Шмелева, чья судьба была прочно связана с Владимирским краем. Строки этого произведения ежегодно становятся неизменным эпиграфом к проведению суздальского фестиваля: "…звонят ли в раю колокола? Чего ж не звонить, - у Бога всего много, есть и колокола, только "духовные".

В Суздале завершился X фестиваль "Лето Господне"
© Российская Газета

Проведение марафона музыки в престольный праздник Преображения Господня давно уже стало доброй традицией у суздальцев и гостей города.

Из разных регионов страны в этот день на старинную владимирскую землю приезжает множество прихожан. Торговая площадь города и Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Княжем дворе расширили пространство воображаемого большого концертного зала под открытым небом. Солнечная тихая погода настроила на определенный духовный лад. Штиль и синева безоблачного неба в гармонии с русской музыкой рождали самые разные ассоциации и благостные настроения.

С самого утра город был окутан вереницей праздничных колокольных звонов. В юбилейной программе приняли участие известные звонари из Суздаля, Архангельска, Саратова, Москвы, Нижнего Новгорода, Мурома, Тутаева, Рязани, Волгограда, Мичуринска, Солотчи и Конакова. Музыканты были очень рады встрече с публикой, обменивались между собой исполнительским опытом и художественными впечатлениями. Специальный мастер-класс по колокольному звону провели для зрителей рязанские звонари Николай Принцевский и Ольга Козьмина.

Праздничный "Красный звон" в колокольне церкви Успения Пресвятой Богородицы на Княжьем дворе предшествовал торжественной церемонии открытия фестиваля. Затем перед многочисленной публикой, расположившейся на открытой площадке вокруг монастыря близ кремлевского вала, поочередно сменяли друг друга Владимирский камерный хор (главный хормейстер Софья Кудрявцева) и Филармоническая хоровая капелла "Ярославия" под управлением Владимира Контарева (Ярославль). Это уже шестой визит коллектива на старинную владимирскую землю. Маэстро Артем Маркин с удовольствием приглашает ярославичей в свои разные концертные проекты. По традиции всех участников выступлений наградили памятными дипломами и грамотами.

Вечером на Торговой площади Суздаля хоровые коллективы объединились вместе со сводным хором Центра классической музыки и Владимирским Губернаторским симфоническим оркестром под управлением Артема Маркина.

Фото: Пресс-служба фестиваля

Концерт открыла сюита из оперы Николая Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" - музыкальные картины, объединенные другом и соратником композитора Максимилианом Штейнбергом. Блаженная созерцательность пасторального вступления "Похвала пустыне" рисует картины заповедного леса и его скромной пустынницы, девы Февронии. Контрастом выступают следующие за ним эпизоды "Свадебный поезд Февронии и нападение татар" в Малом Китеже и "Сеча при Керженце" - одна из лучших страниц оркестровой музыки Римского-Корсакова. Ноты смирения и кротости мы слышим в заключительной картине "Блаженная кончина девы Февронии и Хождение в невидимый град". Разливающийся свет небес преображенного Великого Китежа подобен мерному крестному ходу вокруг церкви под несмолкаемый успенский звон колоколов китежских. Владимирский Губернаторский оркестр порадовал необычайной звуковой палитрой оттенков и нюансов. Артему Маркину удалось достичь необходимого баланса и уравновешенности в прозрачно-ясной фактуре звучания оркестра.

Колокольня. Звонарь играет на колоколах Фото: Пресс-служба фестиваля

Вечер продолжило одно из рубежных сочинений Георгия Свиридова 1951 года - "Поэма памяти Сергея Есенина". Оно явственно отражает зеркало событий России прошлого века, фиксируя в художественных образах ее события и идеалы. Свиридов мастерски запечатлел в своем произведении дух великой страны и ее народа, историческое прошлое. Драматургическая цельность, объективность событий и картин жизни составляют образную суть свиридовской партитуры. Каждая из частей создает непохожий друг на друга пейзаж-настроение. Это картины снежной вьюги, крестьянской молотьбы, обряда, разоренной земли. Образ Поэта проходит сквозной нитью через все сочинение.

Песенный стиль Свиридова и вокальная стихия есенинской поэзии родственны друг другу. И здесь, конечно, немаловажна роль солиста-тенора, которому композитор поручил некоторые части поэмы - "В том краю, где жёлтая крапива…", "Край ты мой заброшенный", "Я последний поэт деревни" - тот самый случай, когда авторский голос сливается с голосом героя в максимальной простоте и обнаженности интонации. Сольную партию проникновенно исполнил солист московского театра "Новая Опера", тенор Дмитрий Трунов. Он настолько вжился в мир свиридовского сочинения и проникся его глубиной, это отчетливо передавалось в пении и безупречной отчетливой дикции солиста.

Тех же успехов достигли музыканты Владимирского камерного хора и Филармонической хоровой капеллы "Ярославия" (хормейстер - Владимир Контарев). Артем Маркин вместе с Владимирским Губернаторским симфоническим оркестром создали настоящую звуковую вселенную. Слушать гениальную музыку Георгия Свиридова в окружении храмов, под щебет птиц на фоне багрянца вечернего августовского неба было непостижимым счастьем и усладой. И даже привычные шумы улицы не создали особых помех. Музыка оставалась главным звеном этого вечера, привлекая на Торговую площадь Суздаля новых слушателей. В заключительном номере поэмы - "Небо - как колокол" кульминация достигла апогея величественного звучания, символизирующего вселенский набат.

Кстати, Артем Маркин также не исключает постепенную смену локации суздальского фестиваля "Лето Господне" в другие духовные центры Владимирской земли, один из которых - легендарный Муром.

Прямая речь:

Артем Маркин, главный дирижер Владимирского губернаторского симфонического оркестра:

"Суздаль богатый город со своей многослойной непростой историей. В следующем году он отметит тысячелетие с момента основания. Десятый юбилейный фестиваль "Лето Господне" - своеобразная прелюдия будущего масштабного празднества. Ну а сам фестиваль растет год от года, объединяя самых разных людей. В нем принимают участие поэты, музыканты, и, конечно же, звонари. За десять лет мы старались подбирать музыку генетически связанную с русской духовной культурой и, самое главное, с колокольным звоном. И это действительно такой неисчерпаемый резерв, так как в той или иной степени с ним связана вся русская музыка с ее знаменным распевом и архаикой. В наших предыдущих программах звучали "Колокола" Сергея Рахманинова, фрагменты из оперы "Борис Годунов" и "Картинки с выставки" Модеста Мусоргского, финал Шестой "Литургической" симфонии Андрея Эшпая, фрагменты из оратории "Страсти по Матфею" Митрополита Илариона (Алфеева), кантата "Александр Невский" Сергея Прокофьева, торжественная увертюра "1812 год" Петра Ильича Чайковского, хор "Славься" из оперы "Жизнь за царя" Михаила Глинки. В некоторые программы мы с радостью интегрировали наших звонарей. Для этого было задействовано сразу несколько передвижных звонниц по краям сцены. И рядом большая колокольня на Торговой площади. Я считаю, что колокольная тема ещё далеко не исчерпана. Множество сочинений ждут часа своего исполнения на "Лете Господне", и он обязательно наступит! К примеру, не звучал Четвертый концерт для оркестра "Звоны" Родиона Щедрина, фантазия "Русь колокольная" Андрея Петрова. Мы уже сейчас начинаем думать о следующем фестивале, завершая предыдущий. Колокольность есть и в хоровой музыке. Наш Владимирский камерный хор исполнял симфонию-действо "Перезвоны" Валерия Гаврилина ("По прочтении Шукшина") здесь же на Торговой площади. Всенощную Рахманинова тоже невозможно представить, не ассоциируя ее со звучанием колоколов. Колокола есть и в коде финала Симфонии псалмов Стравинского. Несмотря на то, что она написана на католические тексты, последний раздел произведения даже корреспондирует с некоторыми эпизодами Всенощного бдения Рахманинова. И я думаю, что нашим звонарям приятно, когда звучит русская православная музыка. "Лето Господне", в первую очередь, фестиваль, нацеленный на звонарей. Огромное количество музыкантов побывало в Суздале из разных регионов России и Белоруссии. Три звонницы Суздаля задействованы в программах фестиваля - звонница Спасо-Евфимиева монастыря, звонница Преподобенской колокольни Ризоположенского монастыря (сейчас она на реставрации), где проходила большая часть фестивалей и чудесная звонница Храма Успения Божией Матери на Княжем дворе с колоколами, отлитыми мастерами из старинного города Тутаев. Такой небольшой храм рядом с Кремлевской улицей славится прекрасной живой акустикой - площадка, на которой выступали хоровые коллективы и звонари, окружена естественными стенами кремлевского вала и самого храма. Ну а Торговая площадь располагает еще большим пространством. На концерте присутствовало огромное количество публики, еле-еле хватило партера, который мы выставили. Сегодняшняя программа, на мой взгляд, оказалась самой трепетной и волнительной. Музыкальные картины из оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова, завершающиеся китежским колокольным звоном, таким нежным и будто издалека доносящимся, перекидывают мостик к пронзительной и очень актуальной "Поэме памяти Сергея Есенина" Свиридова".