Войти в почту

Потребность рассказывать истории: Интервью с калининградскими сценаристками

Как оказывается, сценаристом вполне возможно стремительно и даже как бы случайно.

Потребность рассказывать истории: Интервью с калининградскими сценаристками
© Tvoybro.com

— В январе этого года, посмотрев сериал «Ваша честь» с Олегом Меньшиковым, я написала у себя на странице с соцсетях: «Отлично закручен сюжет, так и хочется пойти в сценаристы». И уже на следующий день, составляя афишу Калининграда, я нашла сразу две сценарные комнаты: в ГЦСИ и в арт-пространстве «Сигнал». Я выбрала сценарный курс Ольги Даниловой, выпускницы ВГИКа, автора множества снятых фильмов и сериалов, — делится редактор Фонда креативных индустрий «Креспектива»

Ангелина Анишина

.,

Наталья Приходько

, также занимавшаяся у Ольги Даниловой, пока себя сценаристом в полном смысле этого слова не называет, так как у неё ещё нет снятых киносценариев. Но есть написанные работы, а также опыт участия в кинофестивалях и форумах. Их сов-местный с Ольгой Даниловой проект «Придурки» стал победителем питчинга первого Международного кинофестиваля детско-юношеских фильмов «Мир чудес», в котором участвовало более 70 кинопроектов из нескольких стран.

— Это общечеловеческая, добрая киноистория которую мы делаем для молодого поколения с целью сохранения веры в чудо и воспитания веры в себя. В подростковом возрасте у многих проявляется уязвимость, неуверенность в себе, которые могут сохраняться долгие годы, тем более если ты — человек с особенностями. Фильм же показывает: когда эти ограничения находятся у тебя внутри, тогда они проявляются снаружи, а если ты позволил себе быть собой, то мир тебя в этом поддерживает. «Не ждите чуда — чудите сами!» — главное послание фильма. Потому что настоящее чудо творим мы сами и это внутреннее преображение человека и его силы духа, — объясняет она идею короткометражной картины.

До этого Наталья Приходько осуществляла адвокатскую и предпринимательскую деятельность. В настоящее время ведёт частную психологическую практику и креативное наставничество для творческих проектов. Она считает, что в мире кино её жизненный опыт оказался чрезвычайно полезен.

— Каждый фильм — это истории людей, меняющие наше восприятие, а порой и жизнь. У меня есть уникальная компетенция: умею быть наблюдателем и слышать человека. Глубоко понимать, о чём истории людей за пределами событий. Видеть мотивы поступков с точки зрения личности, души, творческого потенциала. Когда я занималась историями людей в качестве психолога и адвоката, то увидела закономерности развития этих историй. Они оказались такими же, которые отражены в пути героев любого художественного произведения. Поэтому у меня есть живая потребность выразить эти наблюдения в киносценариях, чтобы зритель мог узнать себя и получить некий путеводитель в решении своих жизненных, творческих и мировоззренческих задач, — говорит Наталья., Вместе с Ольгой Даниловой она посетила в этом году 45-й Московский международный кинофестиваль, и на обратном пути, вдохновившись, они решили делать картину, которая ответит сразу на несколько вызовов. Помимо того, что это важная инклюзивная история, «Придурки» призваны способствовать развитию регионального кинематографа: в фильме планируется показать много туристических видов, а работать над ним собирается калининградская команда. Сейчас идёт период предпродакшна фильма: кастинг актёров, поиск локаций, договорённости по ним, сбор съёмочной группы. Съёмки назначены на конец августа. Выход в свет планируется после 24 февраля следующего года, и создатели уже работают над тем, чтобы проект превратился в альманах из нескольких короткометражных картин.,

Елена Саморядова

начинала не со сценарных курсов Ольги Даниловой, но тоже работала с ней — приходила на первое занятие к ученикам и рассказывала, как можно зарабатывать на навыках, которые они получат на курсах. Сама она долгое время работала радиоведущей, затем музыкальным редактором и продюсером интернет-проектов на московских радиостанциях. В какой-то момент Саморядова ушла с радио и начала заниматься маркетинговыми коммуникациями большого видеопортала. В процессе работы она вспомнила о детской мечте работать в кино. В тот момент была возможность совмещать работу и учёбу, и она отправилась в киношколу агентства CINEMOTION.

— У меня был короткий курс, буквально один год. Вообще все основы можно прочитать в учебнике по телевизионной драматургии за неделю. На занятиях тебе всю теорию дадут за месяц, и это ещё если очень медленно разжёвывать. А дальше ты один на один с профессией, потому что она осваивается на практике. Ты переписываешь сценарий под задачу, — говорит она., Когда Саморядова искала работу, именно написанный во время учёбы сериал помог ей найти первый заказ. Впрочем, воплотить в жизнь удалось немногое: на телеканале «Домашний» выходил сериал «Академия», для которого Елена написала несколько серий. Также она работала в авторской группе, которая написала второй сезон «Обратной стороны Луны». Все остальные работы, по её словам, отправились в корзину.

— Это обычная история, но от этого она не становится менее болезненной. Это был один из факторов моего выгорания. Для сценаристов важно быть востребованным и видеть результат своих трудов. И поэтому очень важно балансировать, заниматься чем-то ещё, потому что если у тебя нет больших важных работ, которые тебя содержат, то ты можешь оказаться в очень сложной жизненной ситуации, — говорит она., Закончив карьеру сценариста, Елена переехала обратно в Калининград и начала писать пьесы.

— Мне больше нравится быть драматургом, чем сценаристом. Это совершенно другой контекст, ситуация, когда ты здесь и сейчас должен заинтересовать зрителя, у которого только сцена, актёры и не самые интересные спецэффекты. В кино гораздо больше возможностей, чтобы увлечь зрителя. Но в театре ты можешь гораздо больше, как драматург., Сама

Ольга Данилова

, организовавшая курсы, которые объединили всех героинь, тоже вошла в профессию довольно спонтанно.

— Я окончила судостроительный факультет в КТИ (ныне КГТУ. — Ред.), потом служила на Северном флоте прапорщиком в дивизии палубной авиации, в батальоне связи. У меня уже было двое детей, мне было 30 лет, но я всегда чувствовала, что в моей жизни обязательно должно произойти что-то невероятное. И тут в наш гарнизон с родителями приехала 20-летняя девушка, которая училась на первом курсе ВГИКа. Я тогда как раз написала свой первый рассказ и решила показать ей. Она сказала, что мне надо поступать во ВГИК на сценарный факультет, — вспоминает Данилова.

Девушкой, давшей судьбоносный совет, оказалась Елена Цвентух — ныне известный продюсер и сценарист. Она же дала Ольге Даниловой журнал, в котором та впервые увидела, как выглядит написанный сценарий. Данилову приняли во ВГИК сразу на второй курс, откуда она выпустилась в 1996 году.

— Там училось много людей моего возраста. Людям совсем без жизненного опыта там сложно: для того, чтобы что-то писать, нужно, чтобы тебе было что рассказать, — говорит Ольга., Ей вторит Елена Саморядова, которая отмечает: чем увлекательнее и интереснее складывается жизнь у пишущего человека, тем больше шансов, что и его творчество будет разнообразнее. Кроме того, любой писатель или сценарист, так или иначе, пишет о себе.

— Крайне редко встречаются гениальные люди, которые могут сидеть безвылазно дома и творить что-то невероятное и прекрасное. И лучше всего мы работаем с тем, что нас цепляет. Если нас что-то «триггерит», как принято сейчас говорить, то в истории сразу возникает много энергии и много желания с этим разобраться, — говорит Саморядова.

Сейчас, спустя почти тридцать лет, у Ольги Даниловой 16 снятых проектов, среди которых как полнометражные картины, так и сериалы. Также она возглавляет представительство Союза кинематографистов по Калининградской области. В качестве члена союза её вместе с Натальей Приходько пригласили на ММКФ. После этого у Ольги родилась идея по уже имевшемуся у неё сценарию снять фильм о людях с особенностями, который теперь воплощается в жизнь.

На вопрос о том, приходилось ли ей для написания какого-либо сценария глубоко погружаться в тему и что-то серьёзно изучать, Данилова отвечает положительно. Для комедийного сериала «Мины в фарватере» о трёх молодых друзьях-лейтенантах, служащих в Южном море, ей приходилось нанимать консультанта, которого она опрашивала про тральщики и мины.

— Но найти консультанта непросто: нужен человек, который сможет хорошо рассказать. Есть такие, которые хотят рассказать всё от и до, а тебе надо, чтобы герои просто по-птичьи говорили и чтобы зритель понимал, что мы что-то в этом понимаем. Мы же пишем не документальную историю и нас больше интересуют отношения героев. А всё остальное происходит на фоне, — объясняет Ольга Данилова., Переключившаяся с написания сценариев на создание пьес Елена Саморядова вспоминает: когда ей нужно было написать пьесу по Канту, она работала с калининградским кантоведом Валентином Балановским и кантолюбом Ольгой Дмитриевой. Интервью с ними легли в основу текста.

— Получилась пьеса, в которой Иммануил Кант выглядел не винтажно, а актуально в контексте какой-то современной истории. Получилось достаточно интересно: в прошлом году была читка, отбирали эту пьесу на семинар Союза писателей Москвы, потом она ещё засветилась в паре конкурсов, — говорит Елена.

В этом году Ольга Данилова провела сценарные курсы в «Сигнале» на восемь занятий. Пять занятий спустя четверо студентов Даниловой поехали на Всероссийский конкурс среди сценаристов «Метод». Студенты ездили на неделю в Москву и представляли свои работы.

— «Метод» погрузил нас в креативную среду, где мы общались с авторами разных уровней и жанров, а главное — с креативными продюсерами крупных российских кинокомпаний и платформ. Это помогло улучшить наши проекты и узнать много нового о профессии, — рассказывает Ангелина Анишина. — Моим наставником был креативный продюсер и сценарист онлайн-кинотеатра PREMIER Алексей Сашин. Мало того, что он докрутил драматургию моего сценария, так ещё и назвал мои сильные стороны: журналистский опыт даёт понимание структуры материала, не позволяет нарушать дедлайны, а также обязывает писать грамотно., Поданная буквально в последний момент сценарная заявка Ангелины, наряду ещё с четырьмя студентами Даниловой, вошла в шорт-лист «Метода». Идея игрового фильма про реальную калининградскую художницу Виту Плавшич вошла в сотню лучших из 10 000 отправленных заявок. Сейчас её сценарий о художнице рассматривает продюсерский центр Натальи Приходько.

— Если звёзды сложатся, то скоро увидим кино на экране. Для начинающего сценариста важно иметь фильм-визитку для продвижения в индустрии, — подытоживает Ангелина.

Калининград каждая из сценаристок видит как подходящее место для работы, хоть и со своими оговорками. Ангелина Анишина считает, что город даёт возможность учиться и погружаться в киносреду: посещать форум регионального кинематографа «Новый вектор», фестивали короткометражного кино «Короче» и «Креспектива Фест», где можно тренировать насмотренность и знакомиться с нужными людьми из индустрии. Наталья Приходько уже планирует большой проект, плотно связанный с Калининградом и направленный на развитие местной киноиндустрии. Елена Саморядова нашла в родном городе единомышленников на театральном поприще и в драматургии. При этом она отмечает, что в профессии бывают моменты, когда лучше находиться «там».

— Если ты работаешь в формате writers room, когда несколько сценаристов сидят в одной комнате и разгоняют историю до синопсиса каждой серии, то нахождение в Калининграде является серьёзным препятствием. Потому что ты должен быть там, где все. По «зуму» можно много чего сделать, но восемь человек в «зуме» — это ад. Личное взаимодействие решает, особенно в таком деле, как история. Но если проект большой, то там и деньги другие — от 400 000 руб. за серию. Думаю, за такие гонорары человек найдёт возможность доехать до Москвы и поработать, — говорит она., Сценарист Ольга Данилова считает, что самое главное в этом деле — это хотеть учиться и писать.

— У нас проблема в том, что многие хотят снимать кино, но никто не хочет писать сценарии. Почему на сценарном факультете ВГИКа почти нет деток-конфеток и прочей золотой молодёжи? — задаётся вопросом Ольга. — Это труд. Встать за кинокамеру или сесть в режиссёрское кресло гораздо проще, чем заставить себя писать. Вот даже у меня были курсы: сначала пришли человек 15. Из них осталось восемь, которые реально хотели этим заниматься.

Она вспоминает, как на курсах появилась девушка, которая заявила о том, что она режиссёр, отучившись всего каких-то пару недель.

— Таких людей очень много, — говорит Данилова. — Мои курсы — это тоже не ВГИК, я не даю никаких дипломов. Они просто могут простимулировать человека куда-то поступить и учиться дальше. Это толчок, первый шаг к профессии.

Фото: Ирина Бризетко, из архива героев