Войти в почту

Молодость гремит: оркестровая МолОт-Школа представит 20 премьер современных композиторов

Молодость гремит: оркестровая МолОт-Школа представит 20 премьер современных композиторов
© Antenna Daily

В Комарово в разгаре проходят репетиции предстоящих концертов современной академической музыки в Санкт-Петербурге. I Всероссийская летняя оркестровая школа современной академической музыки готовит молодых музыкантов к исполнению и интерпретации нового репертуара для больших составов. Образовательная программа курируется дирижёром Фёдором Леднёвым, композитором Николаем Поповым и артистами Петербургского МолОт-ансамбля.

Петербуржцы смогут услышать антологию новой музыки сразу на трёх площадках. На Новой сцене Александринского театра 29 августа состоится Мультимедийный концерт, в котором 6 композиторов поколения Y, используя визуальные технологии, отправят слушателей в сюрреалистическое и абстрактное пространство. В Екатерининском собрании 30 августа пройдет Камерный концерт, в котором мозаично соберутся в одной программе 10 композиторов, воплощая в своих сочинениях разные стили и направления. Масштабным событием МолОт-Школы станет Оркестровый концерт-закрытие в Государственной академической капелле, где 50 студентов-исполнителей под руководством четырёх дирижёров – Фёдора Леднёва, Ивана Худякова-Веденяпина, Ивана Шинкарёва и Елизаветы Корнеевой – исполнят как признанных композиторов, так и победителей конкурса оркестровой школы.

Молодые студенты-композиторы МолОт-Школы, чьи произведения будут исполнены в трёх концертах, поделились с изданием Antenna Daily рассуждениями о своей работе и новой музыке в целом.

Подробнее о проекте: http://molot-school.ru/

Константин Степанов

Родился 11.03.2000 г. в Красноярске. Пьеса: «Iskustvo I» для бас-тромбона и двух альтов Где: 30 августа в Екатерининском собрании

Что вы чувствуете, когда впервые слышите свою музыку на сцене? Она звучит так же, как вы и задумывали, или воспринимается несколько иначе?

Музыка никогда не звучит так, как ты её слышишь – в общем-то, в этом и заключается прелесть исполнителей и сотрудничества с ними. Да, всегда хочется, чтобы вот здесь у скрипки струна дала именно такой форшлаговый призвучек открытой струны с ослабленным давлением на смычок, чуть-чуть повернутый боком, или чтобы за три такта до шестой цифры все в ансамбле почувствовали масштабную идею твоей агогики и дружно замедлились бы на 7 bpm, а потом ускорились на 5 обратно – и так до сотен мелких деталей. И всё же композитору чаще следует быть с исполнителем партнёрами и уметь услышать иные версии звучания своего сочинения (ну или хотя бы предвидеть их). Ему и надо больше стремиться к ясности самой идеи, её фиксации, «чтобы ни одна каналья не могла её [музыку] испортить» (отсылаю к цитате Д.Д. Шостаковича). Зачастую «сломанный телефон» начинает работать уже от самого композитора, на этапе своего услышанного материала, подбора на слух этой платоновской идеи, так что любое исполнение – это лишь приближение к идеалу, но большая часть существующих исполнений всё же достаточно хороша.

Прослушивание своей новой музыки на концерте всегда даёт разные эмоции: если исполнители большей частью совпали с моим ожиданием – то удовлетворённость, поскольку можно спокойно оценить звуковое облако идеального исполнения с реальным; если это один из вариантов, отличных от внутреннего представления – то это взаимный с исполнителями поиск новых звуковых граней в уже написанном тексте. Негативным эмоциям здесь не находится места – исполнителям для этого слишком придётся постараться.

Валерия Кухта

Родилась в 1994 году в Санкт-Петербурге. Пьеса: «Recycling» для фагота, трубы, скрипки, электроники и видео Где: 29 августа на Новой сцене Александринского театра

Как вы ощущаете новое произведение? Оно начинает звучать у вас в голове, рождается из ощущений или это что-то другое?

У меня 2 основных варианта, как я сочиняю музыку.

Первый. Если нужно написать произведение традиционное по языку, то первым делом я ищу подходящий музыкальный материал, импровизируя на фортепиано. Когда он найден, начинаю разрабатывать этот материал по законам музыкальной формы уже в нотном редакторе.

Второй. Он подходит для создания сложной концептуальной музыки. Довольно длительный период времени ты просто вынашиваешь некую абстрактную идею произведения, делаешь записи в блокноте, рискуешь таблицы и графики. Потом это оформляется на бумаге часто в виде графической или словесной партитуры.

Иногда идея приходит внезапно, как озарение, но я долго не могу ее записать, а иногда очень долго ищешь идею, а запись оказывается очень простой и лаконичной.

Не смотря на общую схему, сочинение каждого отдельного произведения в обоих случаях – очень индивидуальная история, неповторимое интеллектуальное путешествие.

Карина Нестерук

Родилась в 1999 году в Калининграде. Пьеса: «Рентген» для камерного оркестра Где: 30 августа в Екатерининском собрании

Может ли человек без музыкального образования разбираться и понимать новую классику? Например, основываясь только на чувственном восприятии?

Без образования могут быть и автодидакты, которые переплюнут половину “академически образованных ценителей”. Есть любители не стремящиеся глубоко разобраться в вопросе, но тем не менее не законсервированные, стремящиеся к новым слуховым впечатлениями, которым чужд поверхностный снобизм. Кроме того, “новая классика” – не конкретное понятие, охватывающее много направлений, стилей, жанров и авторов со своим почерком. Здесь в дело включается sellers over: предложения превышают спрос. Тем не менее, выбор есть и его много: на любой вкус и цвет.

Денис Щевелёв

Родился 1990 году в Пензе. Пьеса: «Грув наигрышей в танце» для ансамбля и drum-pad’а Где: 30 августа в Екатерининском собрании

Что думаете о приложениях для создания музыки?

Я считаю, что одно из направлений развития искусства будет заключается в органичном синтезе культурного наследия человечества и современных технологий. Поэтому очень положительно отношусь ко всяким технологическим новшествам при условии, что они не отменяют добытого огромным интеллектуальным и творческим трудом культурного опыта предыдущих поколений.