Войти в почту

Большой концерт лауреатов Конкурса Чайковского с Юрием Башметом прошел в усадьбе Демьяново в Клину

Масштабный опен-эйр под руководством маэстро Юрия Башмета прошел в подмосковном Клину уже во второй раз. В прошлом году это грандиозное музыкально-световое действо посетило около 5 тысяч человек, и подобный успех вдохновил организаторов на повторную акцию, которая теперь наверняка станет постоянной.

Большой концерт лауреатов Конкурса Чайковского с Юрием Башметом прошел в усадьбе Демьяново в Клину
© Российская Газета

На Большой Поляне возле усадьбы Демьяново в сопровождении оркестра "Новая Россия" выступили лауреаты XVII Международного конкурса имени Чайковского. Недавние триумфаторы - представители каждой из номинаций - исполнили музыку Петра Ильича. Связующей нитью номеров стал конферанс актера Игоря Гордина, который зачитывал мемуары победителей конкурса разных лет, погружая в контекст того времени.

Концерты Юрия Башмета в Клину - давно уже не редкость. Каждое лето на территории музея-заповедника Чайковского проводится фестиваль искусств с участием знаменитого дирижера и выдающихся солистов. Но теперь и усадьба Демьяново, филиал музея, очевидно, претендует на статус новой крупной опен-эйр площадки наподобие, скажем, пространства вокруг музея "Новый Иерусалим" в Истре, где проходит фестиваль "Лето. Музыка. Музей".

Сама старинная усадьба достойна отдельных слов. В Демьяново останавливались Екатерина II и маленький Саша Пушкин, а в конце XIX века дом выкупил брат композитора Сергея Танеева - Владимир, известный ученый-философ. Усадьба стала местом притяжения для интеллигенции: сюда приезжал Александр Скрябин, Андрей Белый, сестры Гнесины, братья Васнецовы и, конечно же, Чайковский. В советские годы из нее сделали туберкулезный диспансер, а потом и вовсе забыли. Сегодня полуразрушенная усадьба Демьяново выглядит как декорация к военно-историческому фильму. Руины, конечно, смотрятся эпично, но все же хочется пожелать этому памятнику архитектуры дожить до реставрации.

Впрочем, в этот вечер жители Клина и гости, заполнившие концертный зал с партером и так называемой фан-зоной с мягкими пуфиками на поляне, все-таки не столько волновались о печальной судьбе дома Танеева, сколько предвкушали предстоящее зрелище. "Ночь Чайковского" стартовала поздним вечером - увертюрой-фантазией "Ромео и Джульетта" и закончилась, действительно, на закате дня. Главными героями вечера стали лауреаты Конкурса Чайковского, завершившегося два месяца назад.

Виолончелист Иван Сендецкий из Санкт-Петербурга, обладатель четвертой премии, сыграл Pezzo capriccioso - одну из обязательных пьес первого тура состязания. Певучий бархатный тембр виолончели вел лирический монолог под аккуратный аккомпанемент подопечных Юрия Башмета: солист и оркестр демонстрировали удивительное понимание друг друга.

Победитель в номинации "фортепиано", ростовчанин Сергей Давыдченко и "Новая Россия" поначалу будто играли в догонялки - возможно, 18-летнему артисту было трудно привыкнуть к подзвучке инструмента и непривычной акустике. Но ближе к середине финала Первого фортепианного концерта диалог между солистом и оркестром все же случился. Как и у скрипачки Ким Ке Хи из Южной Кореи, поразившей публику сочетанием блестящей виртуозности и мягкой лирики в игре. Обладательница первой премии конкурса Чайковского представила Первую часть концерта для скрипки и оркестра - один из элементов "обязательной программы" скрипичной номинации.

Певцы Максим Лисиин (вторая премия) и Альбина Тонких (третья премия) напомнили публике известнейшие арии из опер Чайковского "Пиковая дама" и "Иоланта". Как и на конкурсе, баритон раскрыл характер князя Елецкого: фраза "я вас люблю, люблю безмерно…" была спета с подлинным благородством и душевностью. А белорусская сопрано, чей удивительно прозрачный и нежный тембр отметил маэстро Башмет, была очень трогательна в образе хрупкой и ранимой Иоланты, победить слепоту которой помогла любовь.

"Ночь Чайковского" не обошлась и без лауреатов в номинации "духовые инструменты". Гобоист Федор Освер (вторая премия) продемонстрировал, как трогательно может звучать ария Ленского в инструментальном переложении, а француз Шарль Ределле выбрал Andante cantabile из Струнного квартета № 1 (транскрипция Максимилиано Сантоса).

Грандиозный опен-эйр в усадьбе Демьяново завершился на триумфальной ноте - в сопровождении световой проекции, озаряющей сцену и зрителей, оркестр "Новая Россия" под управлением Юрия Башмета исполнил Па-де-де из балета "Щелкунчик".