На фестивале "Крутушка" под Казанью прошел батл народной пляски

Под Казанью в лагере "Байтик" завершился XIV Международный этнический фестиваль "Крутушка". Он собрал более 300 артистов и 50 коллективов, представляющих пеструю культурную палитру народов России и других стран.

На фестивале "Крутушка" под Казанью прошел батл народной пляски
© Российская Газета

Тот, кто хоть раз побывал на "Крутушке", знает, что это не просто фестиваль, а особый вид "болезни". Симптомы: безудержный интерес к фольклору во всех его проявлениях и непреодолимое желание вернуться на этот праздник.

Именно из таких "хронических больных" и состоит процентов на 80 армия гостей и участников "Крутушки". Каждый год они приезжают сюда, чтобы на три дня погрузиться в удивительный мир, где перемешаны самые разные традиции и где практически не встретишь человека в современной одежде.

На главной сцене фестиваля, как всегда, в режиме нон-стоп выступали фолк-музыканты со всего света. Помимо множества русских, татарских, марийских и удмуртских ансамблей, здесь можно было услышать армянскую группу "Неизвестный композитор", "Грекобанду" под руководством Иоанниса Кофопулоса, исполняющую средиземноморскую музыку, иранского мультиинструменталиста Хамида Реза Даду.

Настоящее шоу устроил Государственный ансамбль песни и танца "Степные напевы" из Бурятии. Коллектив, в составе которого 42 артиста, познакомил публику с эпосом и музыкальными традициями предбайкальских бурят.

Но все же основное событие нынешней "Крутушки" произошло не на главной, а на малой сцене, где устроили танцевальный баттл "Допляшись!". Это проект мастера традиционной русской пляски Антона Безлуцкого (Москва), впервые побывавшего на фестивале. К слову, сам он был не в косоворотке и сапогах, а в прикиде брейкдансера, что отражало суть его необычной затеи.

- Я занимался фольклором с семи лет, но мне всегда нравилась уличная культура, как ребята крутятся на голове, танцуют хип-хоп, брейкданс. Я никогда не видел, чтобы такое было в народной пляске. А ведь это система самовыражения, здесь не существует неправильных движений. Фольклор идет в ногу со временем, движения могут модернизироваться и меняться. А баттл - это формат, когда ты можешь выговориться в танце и получить ответ. Здесь зарождается либо конфликт, либо сближение, если это парень с девушкой.

Собственно, все эти танцевальные диалоги и развернулись на глазах у публики. Участвовать в битве могли как профессионалы, так и любители, от мала до велика. Разумеется, их разводили по категориям. Выглядело это так: в круг из зрителей выходили двое участников и начинали поочередно танцевать.

В жизни бы не подумал, что народные танцы могут так увлекать и держать в напряжении! Вот один артист, пристально, с вызовом глядя в глаза противнику, начинает выделывать всевозможные коленца. Второй отвечает танцем ничуть не хуже, да еще добавляет едкую частушку. Первый тоже не остается в долгу.

И всякий раз думаешь, неужели можно сплясать еще лучше? Да, можно! Особенно интересными были баттлы, где сходились представители разных танцевальных традиций: русской и татарской, татарской и марийской. Вот уж где пробегала искра между соперниками!

Члены жюри, если не могли определить победителя по итогам двух раундов, назначали третий и при этом шли на хитрость - предлагали артистам поменяться ролями. То есть русский должен был исполнить татарский танец и наоборот. Никто не растерялся.

Фурор произвела 14-летняя Полина Дмитриева из Москвы, победительница прошлого баттла "Допляшись!", а также лауреат множества конкурсов и телешоу "Синяя птица" на канале "Россия-1". Поразительное сочетание мастерства, пластики, харизмы и детского задора.

Фольклором Полина занимается с шести лет и умеет не только плясать, но и петь, и даже играть на балалайке. Да и современная музыкальная культура ей не чужда.

- Мне очень нравятся баттлы, - призналась она. - Я знаю некоторые элементы брейк-данса и люблю их вставлять. Но это только в финальных раундах. Я считаю, такой формат помогает популяризировать народную пляску среди молодежи.

Тем временем

Там, где много поют и пляшут, любят и хорошо поесть. Не обошлось на фестивале и без традиционной кулинарной программы. Шеф-повара Максим Сырников, Михаил Гаврилов и Олег Ольхов провели мастер-классы и угостили участников блюдами, приготовленными в русской печи.

Стол ломился от яств: осетр запеченный, борщ на лососе, щи валаамские, кулебяка рыбная и грибная. А татарскую кухню представляла повар Лилия Байкеева. Она приготовила треугольники и губадию.

Гастрономическая площадка фестиваля, как и музыкальная, в очередной раз подтвердила истину - национальные культуры не противостоят, а обогащают друг друга.