Войти в почту

Осенний блок Платоновского фестиваля открыли музыканты из Сербии

Концерт пианистки Майи Михич и виолончелиста Неманьи Станковича в Воронеже стал стартовым событием в осенней программе Платоновфеста. Она продлится со 2 сентября по 2 октября.

Осенний блок Платоновского фестиваля открыли музыканты из Сербии
© Российская Газета

Сербские музыканты, активно выступающие по всему миру, впервые сыграли в России в дуэте. Для знакомства подобрали любопытную программу, представив сочинения композиторов из своей страны. Для обоих продвижение современной академической музыки - важная часть творческой жизни. Так, на счету Майи Михич - 40 мировых премьер сочинений сербских авторов.

Собственно, и играть вместе эти исполнители начали благодаря фестивалю современной национальной музыки в Белграде. Более 10 лет назад они встретились там в составе квартета, затем выступили вдвоем на концерте в Крагуеваце (родной город Станковича, важный промышленный и научный центр страны). В репертуаре дуэта - музыка разных эпох, но свежие работы земляков - их изюминка. Многие произведения пишутся специально для Майи или Неманьи, и доработка текста порой идет с их участием.

- За последние лет 20 спектр сербской музыки значительно расширился. У каждого композитора свой язык, стили отличаются очень сильно. Одни авторы больше ориентированы на традиции прошлого, другие ищут свежих гармоний, экспериментируют со звучанием не только музыкальных инструментов, с электронными устройствами, с формой сочинений. Мне как исполнителю интересно узнавать больше о способах обращения с фортепиано, - пояснила Майя Михич.

К примеру, в эксцентричной и ироничной пьесе Бранки Попович "Как сказал бы Уайльд...", исполненной в Воронеже, пианистке пришлось играть не только на клавишах, но и непосредственно на струнах рояля. "Обыкновенная сюита" для виолончели и фортепиано Милицы Илич, в свою очередь, содержала народные балканские напевы в джазовой обработке. "В этом произведении также немало эксцентрики, но иногда пробивается барочное звучание", - отметила пианистка.

- Поддерживать современное искусство для нас - большая ответственность и обязанность. Это важно для культурной идентичности любой страны, ведь творцы отражают происходящее, а мы, исполнители, помогаем им прозвучать. Никто не знает наверняка, какие произведения переживут свое время. Но, например, я уверен, что "Балладу" Огньена Богдановича для виолончели и фортепиано будут играть и через 50 лет, и через 100, - отметил Неманья Станкович.

"Баллада" оказалась действительно любопытным, мягким и мелодичным сочинением, вполне доступным и для непосвященных.

За минималистичным "национальным" отделением последовало "общеевропейское", где музыканты изящно соединили классиков и старших современников: романтика Шопена сменили Рахманинов, Прокофьев и Стравинский. Выбор был неслучаен: у Рахманинова в этом году - юбилей, виолончельную сонату Прокофьева (в реконструкции Владимира Блока) впервые представила Наталья Гутман, у которой Станкович в свое время учился. Сербские музыканты продемонстрировали прекрасную слаженность и свободу интерпретации. А Итальянская сюита Стравинского в финале позволила им проявить и южный темперамент, которого обычно ожидают от представителей Балкан.

По наблюдениям виолончелиста, за рубежом Сербия сегодня ассоциируется прежде всего с теннисистом Новаком Джоковичем. У воронежских слушателей благодаря концерту теперь стало на одну ассоциацию больше.

В течение месяца на Платоновском фестивале состоятся концерты скрипача из Азербайджана - Эльвина Хокса Ганиева (где можно будет оценить современную академическую музыку Турции), пианиста Даниила Харитонова, оркестра Musica Viva и ансамбля солистов Российского национального оркестра "Камерата РНО".

Театральную программу 3 сентября откроет актуальный и зрелищный спектакль РАМТа "Душа моя Павел". Далее воронежцы увидят "Доктора Живаго" от "Мастерской Петра Фоменко", "Оружие сердец" от Молодежного театра на Фонтанке (Санкт-Петербург) и постановку "… и снова Весна" от армянского театра "Амазгаин". Московский академический музыкальный театр имени К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко покажет три хореографических спектакля под общим названием "Блум. Чай или кофе? Автоданс".

Подробности, расписание и адреса фестивальных касс - на сайте.