Войти в почту

«Три плюс два»: Как снималась культовая комедия

Не все знают, что в основу сценария легла пьеса «Дикари» самого Сергея Михалкова – автора гимна Советского Союза. И он же предложил для будущего фильма кандидатуры режиссера и главных героев (в том числе своего сына Никиту Михалкова). Как в итоге режиссер искал актеров на роли в картине? И почему не послушался советов Сергея Михалкова?..

«Три плюс два»: Как снималась культовая комедия
© Мир новостей

Пьеса «Дикари» Сергея Михалкова появилась на свет в 1958 году и сразу же была поставлена в Московском театре имени Ермоловой. Главные мужские роли в постановке играли народные любимцы – Георгий Вицин, Вячеслав Тихонов и Николай Рыбников. Спектакль сразу стал настоящим хитом, билеты на него раскупали в считаные часы. Неудивительно, что вскоре поступило предложение перенести курортную историю на киноэкраны.

УЛЬТИМАТУМ ФАТЕЕВОЙ

Режиссера для будущего кинохита предложил сам Сергей Михалков. Генриха Оганесяна он заприметил после выхода фильма «Приключения Кроша», где одну из ролей сыграл 15-летний Никита Михалков, сын Сергея Владимировича. Также Михалков-старший предложил и актеров на главные роли. Он считал, что Георгий Вицин, Вячеслав Тихонов и Николай Рыбников, играющие в театральной постановке, вполне подходят и для экранизации.

Но Генрих Оганесян, даром что был практически новичком («Приключения Кроша — его первая самостоятельная работа в качестве режиссера), однако с классиком не согласился. По его мнению, вся троица, при однозначных заслугах и талантах, была несколько старовата для такой комедии. Ему хотелось, чтобы на экране были молодые лица.

Сергей Михалков с доводами режиссера согласился и тут же предложил «молодого актера» – Никиту Михалкова. Но тот, напротив, был слишком юн, всего-то 16 лет. Тогда начались поиски главных героев. В итоге выбор пал на Андрея Миронова (ветеринар Роман), Евгения Жарикова (дипломат Вадим) и Геннадия Нилова (физик Степан). Из всех них на тот момент, пожалуй, только Евгений Жариков мог похвастаться более-менее внушительной фильмографией: несмотря на юный возраст, он успел сняться в одной из главных ролей в фильме Андрея Тарковского «Иваново детство».

Андрей Миронов до комедии «Три плюс два» сыграл всего-то в паре-тройке эпизодов, а Геннадий Нилов хоть и имел за спиной целых девять фильмов, но широкой публике не был известен. К слову, Геннадий, если кто не знал, – отец Алексея Нилова из «ментовского» сериала «Улицы разбитых фонарей».

Главные женские роли достались Наталье Фатеевой и Наталье Кустинской. Причем поначалу режиссер видел Фатееву в роли киноактрисы Натальи. Однако той предложенный образ был неинтересен. «Либо меня берут на дрессировщицу, либо я вообще отказываюсь от съемок», — поставила она свое условие. Как ни странно, к ее мнению прислушались. И уже в пару к Фатеевой начали искать другую актрису. Так в фильме появилась фигуристая блондинка Наталья Кустинская, которая прекрасно смотрелась рядом с худощавой брюнеткой Фатеевой.

Однако изначально на женские роли претендовали другие актрисы. Например, в архивах сохранились фотопробы Татьяны Конюховой и Лилии Алешниковой. Их не утвердили по очень странной причине. Дело в том, что кинопробы проводились на Рижской киностудии, в местечке с мелодичным названием Клапкалнциемс. Так вот, режиссер Генрих Оганесян, человек с отменным чувством юмора, всех претендентов на роли просил первым делом произнести это название без запинки. После столь необычного (если не сказать больше) испытания сами собой и отпали кандидатуры этих двух замечательных актрис.

Зато самому себе режиссер без проб «подарил» небольшую роль. Генрих Оганесян сыграл официанта, который обслуживает на обеде в кафе Наташу и Вадима.

ЛЮБОВНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ

Две Натальи — Кустинская и Фатеева — сводили с ума всю съемочную группу. Ходили слухи, что у Кустинской был роман с Жариковым. Однако сама актриса уверяла, что такого быть не могло, поскольку ее строго контролировал законный на тот момент супруг, режиссер Юрий Чулюкин.

«На съемки «Три плюс два» он прилетал лично – проверить, все ли там в порядке, – вспоминала Кустинская. – И когда увидел отснятый материал (а я там все больше в купальнике), устроил страшнейший скандал. В порыве гнева он даже ударил по ведру, которое подвернулось ему под горячую руку. На беду, в ведре мариновалось мясо для праздничного шашлыка – мы готовились к празднованию дня рождения режиссера. Пришлось собирать куски по всему пляжу и мыть в море. Но песок все равно хрустел на зубах, из-за чего Оганесян очень расстраивался – мы ему ничего не стали говорить об инциденте».

В Наталью Фатееву практически сразу влюбился юный и пылкий Андрей Миронов, который был на восемь лет младше. Но сама актриса с холодной неприступностью отвечала на его ухаживания.

«Вся сложность состояла в том, что Андрей был совершенно несамостоятельным, им руководила мама, – рассказывала позже Фатеева. – А меня такая ситуация не привлекала. Я как раз в тот период пережила очень трудный развод с Басовым, отойти от которого было весьма непросто. А Андрей, хоть и был уже вполне взрослым, иногда вел себя как ребенок. Милый, но как личность на тот момент не мог меня привлечь: он только начинал постигать жизнь».

Но все-таки одна настоящая пара на съемках была. Дело в том, что актер Геннадий Нилов незадолго до начала работы над картиной женился, поэтому медовый месяц они с супругой Галиной провели как раз на площадке «Три плюс два». Галина прямо на пляже готовила обеды для съемочной группы, сдружилась со всеми. И когда в январе 1964 года у семейной пары родился сын Алексей (как раз известный всей стране «мент» Ларин из сериала «Улицы разбитых фонарей»), его крестным стал актер Евгений Жариков.

ДИКАРИ И ШАМПАНСКОЕ

Съемки проходили в Крыму, в поселке Новый Свет и окрестностях. Первая команда «мотор!» прозвучала в августе, и поначалу вся съемочная группа была уверена, что работа завершится к концу сентября. Однако, как это обычно и происходит, в сроки уложиться не удалось, и съемки продлились аж до конца ноября. Так что пришлось несчастным актерам, стуча зубами от холода, изображать, как они нежатся под знойными лучами солнца. Из-за вконец испортившейся погоды часть эпизодов решили перенести на Рижскую киностудию. Именно там, в павильонах, были сняты сцены в палатке и в салоне «Волги».

Сами условия работы тоже были совсем не царскими. Хотя сейчас и пишут, что жили актеры в бывшем дворце князя Голицына, сами они вспоминали о более спартанских условиях. Так, Наталья Кустинская много лет спустя после съемок жаловалась, что приходилось ночевать в палатках, воду греть на маленьких электроплитках, а мыться в тазиках. Еду им, правда, привозили, но пока провиант доезжал из Судака до пляжа, где расположилась группа, все остывало и выглядело совсем не аппетитно. Поэтому актеры, чтобы поднять настроение, налегали на шампанское – благо, рядом находился Новый Свет, где до сих пор делают знаменитое «игристое». Рассказывают, что однажды Кустинская так перебрала с шампанским, что ее пришлось госпитализировать с алкогольным отравлением в одну из крымских больниц.

В окончательный вариант картины не вошли эпизоды с выходом на манеж героини Натальи Фатеевой, которые были сняты в цирке. Ради этих кадров съемочная группа специально ездила в Ленинград, в местный цирк. Отважная актриса даже осмелилась зайти в клетку с тиграми. Однако эти дубли, увы, в финальный вариант не вошли: дрессировщик Вальтер Запашный (отец Аскольда и Эдгарда), который очень опасался за жизнь Фатеевой, держал хищника за ошейник и постоянно попадал в кадр.

«Очень жалко, что все мое геройство оказалось напрасным, – сетовала позже Фатеева. – Я ведь и гладила тигра, и облокачивалась на него, один раз даже чуть хлопнула его кулачком. Хотя и пребывала в состоянии легкого шока: до съемок мне говорили, что рядом со мной будет шестимесячный тигренок, а уже на площадке я увидела громадного зверя».

ДВЕ ВЕРСИИ

Мало кто знает, что фильм снимался в двух вариантах. И тот, который мы смотрим по сей день, на самом деле не лучший.

Оказывается, киношное руководство решило, что картина должна появиться и в широкоэкранном варианте, и в телевизионном (тогда как раз начиналась эра голубых экранов). Однако техника тех лет не позволяла записать снятый материал в двух вариантах одновременно. Поэтому сначала снимали один дубль для широкого экрана, а потом (когда актерский азарт и вдохновение зачастую уже улетучивались) – дубль второй.

Позже телеверсию показали всей стране, ее-то мы и смотрим до сих пор. А вот кинопленка для широкого экрана хранилась в архивах Рижской киностудии. После развала СССР архивы оказались недоступны, даже считалось, что первая версия пропала окончательно. И лишь совсем недавно потерянный вариант внезапно обнаружился в интернете.

Знатоки тут же начали рьяно сравнивать обе версии. Теперь мы знаем, что в телеформате роль Андрея Миронова несколько сокращена, какие-то диалоги просто отсутствуют! А Фатеева, по единодушному мнению поклонников, играет в киноварианте намного лучше. Еще в фильме значительно больше пауз, которые придают повествованию особую неторопливость и значимость.

ДЕНЬГИ И СЛАВА

Премьера картины прошла летом 1963 года и не снискала особых похвал. Даже громкое имя Сергея Михалкова, автора пьесы, не помогло. А критики фильм и вовсе осудили: и смысла маловато, и картинки – сплошной лубок, и не просматривается воспитательная сущность. Поэтому ленте поначалу присвоили вторую категорию.

В те времена это означало одно: труд всей съемочной группы оценят по низшему тарифу, а саму комедию будут показывать лишь в небольших кинотеатрах.

Однако, несмотря ни на что, в 1963 году фильм стал лидером проката. Тогда его посмотрели 35 миллионов зрителей. Киношное руководство тут же «приняло меры»: «Три плюс два» моментально перевели в первую категорию, а актеры получили баснословную по тем временам премию в триста рублей. Каждый!

После успеха картины в СССР начался настоящий бум «дикого туризма». А киноначальники на волне такой популярности тут же решили снять продолжение фильма. Предполагалось, что зрители встретятся с главными героями уже в Москве, через несколько лет после отдыха на юге. Увы, этим планам не суждено было претвориться в жизнь. 2 декабря 1964 года скоропостижно умер от рака режиссер картины Генрих Оганесян. Ему было всего 46 лет...

Фото: Кадр из фильма «Три плюс два»