Войти в почту

Александр Рудин / РНО / INTRADA: «Немецкий реквием» Брамса (15 сентября 2023, КЗЧ)

15 сентября 2023 в Концертном зале имени П. И. Чайковского прозвучит одно из самых значительных сочинений в музыкальной истории – «Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса (op. 45, 1865-1868). Исполнители – Российский национальный оркестр, Вокальный ансамбль INTRADA, Альбина Латипова (сопрано), Владислав Сулимский (баритон). Дирижер – Александр Рудин. В своей книге «Музыка эпохи романтизма», вышедшей в 2007 в издательстве «Композитор • Санкт-Петербург», музыковед Алла Кенигсберг пишет: «Посвященный памяти только что (в 1865. – «МО») умершей матери [Брамса], Немецкий реквием претворяет давние традиции католической заупокойной мессы. Но вместо ортодоксального латинского текста Брамс использовал Священное Писание в немецком переводе Лютера. Нарушил он и некоторые другие прочно укрепившиеся традиции жанра. Вместо классического состава из четырех солистов с хором Брамс выбрал лишь два сольных голоса – баритон и сопрано. Смещен и эмоциональный акцент: обязательные для Реквиема картины Страшного суда, внушающие ужас, он заменил эпизодами утешения, согретыми надеждой и любовью. Немецкий реквием обращен к живым, примиряя их с болью утраты и мыслью о смерти: “Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?” При этом, несмотря на столь важный для Брамса немецкий текст, он обращался не только к немцам-лютеранам: “Признаюсь, что охотно бы опустил слово “немецкий” и просто поставил бы “человеческий”». (Интересные факты о «Немецком реквиеме» приведены также в книге С. Рогового «Письма Иоганнеса Брамса»; М.: Композитор, 2003; с. 79-85.) Премьера «Немецкого реквиема» затянулась на несколько лет. Первые три части были впервые исполнены 1 декабря 1867 в Вене (солист – Рудольф Панцер, дирижер – Иоганн Хербек). Премьера 6-частной версии (I-IV и VI-VII) состоялась 10 апреля 1868 в кафедральном соборе Бремена (дирижировал Иоганнес Брамс, солировал Юлиус Штокхаузен). «Несмотря на триумф, Брамс не считал работу законченной. После второго исполнения он в мае 1868 года дописал еще одну часть, ставшую 5-й. Лирическая, с солирующим сопрано (первая исполнительница части V – Ида Зутер-Вебер. – «МО»), она наиболее полно воплотила настроения этого сочинения, посвященного матери (показательны слова хора: “Как утешает кого-либо мать его”). В окончательной редакции премьера реквиема состоялась 18 февраля 1869 года в Лейпциге, и до конца года он прозвучал в разных городах Германии не менее 20 раз». (А. Кенигсберг) Подробно о первых исполнениях и исполнителях «Немецкого реквиема» – здесь. Текст Реквиема на немецком и английском языках – здесь. «МО» Смена караула в РНО — впервые за 32 года «МО» № 11 (504) 2022 «Музыкальное обозрение» в социальных сетях Дорогие наши читатели, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово. ПОДДЕРЖАТЬПОДПИСАТЬСЯ

Запись Александр Рудин / РНО / INTRADA: «Немецкий реквием» Брамса (15 сентября 2023, КЗЧ) впервые появилась Музыкальное обозрение.