Войти в почту

Продюсер Федор Попов рассказал, чем "цепляет" фигурист Шабалин, ставший режиссером

В Благовещенске подходит к финалу кинофестиваль "Амурская осень", в конкурсе которой представлена картина "Времена года" - режиссерский дебют чемпиона мира по фигурному катанию Максима Шабалина. В ожидании результатов киносмотра мы поговорили с продюсером картины, руководителем "ВГИК-Дебют" и студии "Стелла" Федором Поповым - не только о "Временах года", но и о новой работе Александра Галибина и перспективах африканского кино…

Продюсер Федор Попов рассказал, чем "цепляет" фигурист Шабалин, ставший режиссером
© Российская Газета

Итак, Федор Максимович, пока трудно предугадать результат, но…

Федор Попов: Все зависит от решения жюри, к сожалению, призы дает не публика. Но что касается "Амурской осени", то судя по тому, что в свое время на этом фестивале картина Александра Цоя "Когда она приходит" получила сразу три приза - и гран-при, и приз за лучшую режиссуру, и за главную мужскую роль. А это очень умная, тонкая, даже эстетская картина. Так что есть надежда, что в этом году в жюри фестиваля будут ценители такого тонкого искусства, как балет.

Как сложилась эта история?

Федор Попов: Как часто бывает, я познакомился с Максимом на Международном студенческом кинофестивале ВГИК, которым я руковожу уже 13 лет, когда показывали его короткометражный фильм "Умри, Джульетта!" Признаюсь - в каком-то смысле пользуясь своим положением я вручаю спецприз в номинации "Перспектива" подающему большие творческие надежды автору. И в 2019 году присудил награду Шабалину. Мне искренне понравилась его картина про фигуристку, и захотелось поработать с Максимом. Я поинтересовался, есть ли у него сценарий, который он хотел бы снять. И оказалось, что, да, ему хотелось снять психологическую драму про балет, в которой затрагиваются темы любви, страсти, творчества, конфликта между тем, что требует от художника его призвание и его личными чувствами. Было сразу очевидно, насколько ему близко - что в спорте, что в искусстве соперничество бывает крайне драматично. Одним словом, мне это показалось любопытным.

К тому же интересно поработать с чемпионом мира…

Федор Попов: Вот тут вы ошибаетесь. Я люблю такую пословицу: "достижения в одной области автоматом в другую не переносятся". Но в случае с Шабалиным - счастливое исключение, на мой взгляд. Для меня он, прежде всего выпускник Высших курсов при ВГИКе, который предложил интересную историю по собственному сценарию. А то, что он чемпион мира, уже потом узнал - признаюсь, я не фанат спорта.

Фото: "Продюсерский центр "ВГИК-Дебют"

Почему решили снимать закулисье не Большого театра, а Мариинского?

Федор Попов: По двум причинам. Во-первых, в Большой театр нереально попасть. В Мариинский тоже было нелегко пробиться, но все же нам удалось. И не могу не сказать слова благодарности художественному руководителю театра Валерию Гергиеву за то, что откликнулся и нашел в чрезвычайно загруженном расписании театра возможность для проведения съемок. А во-вторых, несмотря на то, что дешевле было бы снимать дома, в Москве, но если оставить за скобками безусловную киногеничность Петербурга, то с точки зрения кино современный Мариинский театр-2 - очень удачная локация. На мой взгляд, она внесла в наш фильм дополнительный драйв. И, наконец, по словам Максима, идею этого фильма пришла к нему в то время, когда он был на прогоне спектакля в Мариинском театре. Так что все дороги вели туда…

Во "Временах года" руководителя театра сыграл Александр Галибин. И сейчас в производстве вашейкинокомпании "Стелла" уже седьмая его картина - "Сыроежки".

Федор Попов: И вторая наша совместная работа - в прошлом году мы снимали в дагестанских горах, в знаменитом ауле Чох, через который когда-то проходил Шелковый путь фильм "Приключения маленького Бахи", трогательное кино о восьмилетнем мальчике, который совершает важный поступок. А "Сыроежки" - не просто седьмой фильм Галибина, а седьмой детский. У него естьсвой особый авторский взгляд на детский, подростковый кинематограф.

Александр Владимирович работает с какой-то невероятной скоростью - в июне снимал в Петербурге "Моя ужасная сестра-2", а сейчас уже "Сыроежки"

Федор Попов: Более того, он уже закончил съемки. Буквально вчера звонил и радостно сообщил, что экспедиция в Карелию замечательно закончилась. Да, Александр таков: одну картину снимает, другую уже планирует. А что касается "Сыроежки" - то это особая история. В основе фильма киноповесть Ксении Драгунской, к сожалению, два года назад ушедшей от нас. И в каком-то смысле она буквально завещала ее Александру Галибину, будучи убежденной, что только он может воплотить эту образную, поэтическую, даже философскую историю - историю 12-летней девочки, которая открывает для себя фантастический мир в обыденности летней дачной жизни. Я с удовольствием поддержал этот проект, тем более вообще обожаю эту творческую семью, семью Драгунских, а уж про творчество отца Ксении Виктора Драгунского и говорить не приходится. Все знают его "Денискины рассказы", но он написал много других прекрасных произведений. Я, например, во время пандемии читал много военной литературы, готовясь к новому проекту, и в частности, повесть Драгунского "Он упал в траву" - поразительный рассказ, посвященный московским ополченцам, принимавшим участие в обороне столицы осенью 1941 года.

Простите перебью - вы хотите снять военное кино?

Федор Попов: Не столько про войну, сколько про человека в военное время, когда он оказывается в обстоятельствах, в которых открывается его истинное лицо… Но пока это только желание - снять такую картину, так что об этом рано говорить.

Галибин - это уже большой профессионал, и понятно, что с ним вы "не прогадаете". А как вы отбираете дебютантов?

Федор Попов: В этом смысле отличное подспорье - Международный студенческий фестиваль ВГИК, о котором я уже упоминал, рассказывая про Максима Шабалина. Этот фестиваль − тот механизм, который позволяет мне лично наблюдать за ростом студентов ВГИКа, потому что они со второго курса уже начинают снимать фильмы. Так случилось, например, с Александром Хантом. Вначале я увидел его короткометражку "В опере", которую он снял после второго курса. Мне лично она очень понравилась - Александру удалось передать конфликт двух абсолютно разных людей, обойдясь без слов. И картина заслуженно получила приз. На следующий год Хант снова был награжден, уже за работу "Ужин".

От себя добавлю: их можно увидеть в интернете и убедиться, что это действительно любопытные фильмы. Я бы особенно выделила "Ужин"…

Федор Попов: Да, и тогда я понял, что с Александром надо работать. Более того, мы ждали два года, пока он закончит ВГИК. А потом он принес свой сценарий, и я ему честно признался: "Нет, это никуда не годится" и мы ему нашли сценарий Алексея Бородачева "Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов", который стал одним из главных событий нового отечественного кинематографа.

Кстати, о фестивале - он пройдет совсем скоро, в октябре.

Федор Попов: Это первый этап. Вообще, хочу заметить, что на мой взгляд, значение нашего фестиваля за последние годы очень сильно увеличилось. Когда я учился, он проходил раз в два года, и это был внутренний смотр работ, для самих себя. Сейчас он действительно приобрел международный размах - к нам сейчас ежегодно приезжают представители более 40 стран. А желающих принять участие еще больше.

Вначале, в октябре проходит смотр работ, сделанных студентами ВГИКа. Отборочная комиссия, которая состоит из педагога и студентов, делает свою работу, а одновременно с этим работает и зрительское голосование. Замечу - любой человек может прийти на эти отборочные показы. В этом смысле более открытого фестиваля, чем Студенческий фестиваль ВГИК нет - нигде больше фильмы на конкурс не отбирают публично. Бывает, возникает интрига - какую-то короткометражку отборочная комиссия не отобрала, а у нее рейтинг выше, чем у других. И мы всегда идем навстречу выбору зрителей. Так отбираются картины во ВГИКовский, внутренний, конкурс. Дальше проходит сам фестиваль - тут уже судит жюри, которое мы приглашаем со стороны. Судит все профессии, которым обучают во ВГИКе. Так что в этом смысле фестиваль имеет сходство с премиями. А в ноябре состоится международный этап, где представлены победители внутреннего фестиваля и работы студентов зарубежных киновузов. В последнее время стали более активно работать с африканскими школами - в прошлом году, например, было представлено работы из 8 стран.

Мне кажется, это прекрасная возможность для истинных киноманов, да и не только для них - наблюдать за первыми шагами кинематографистов. Кто-то из них вырастет в больших художников, кто-то нет, но в любом случае, это интересно. Про что в основном снимают дебютанты?

Федор Попов: Большинство молодых ребят свой первый фильм делают очень личным: они пишут и снимают о том, что им близко, что они пережили, через что прошли. Но так было всегда, и, пожалуй, так и будет. Но что важно -много авторских картин, социальных драм, где поднимаются серьезные темы, даже в анимации. И наблюдается некая рефлексия на тему внутрисемейных отношений. С чем это связано, надо интересоваться у социологов, но меня, как кинематографиста, этот серьезный, глубокий подход дебютантов радует, потому что значит, что традиция ВГИКа - готовить настоящих авторов кино, - сохраняется.

… Знаете, недавно смотрел фильм про ВГИК и у меня слезы наворачивались - какая у нашего института великая история, которую он ведет с 1 сентября 1919 года. Вы можете себе представить? Идет Гражданская война, в стране голод, разруха, а первые советские фильмы уже снимаются. Потом Великая Отечественная, а в то же время снимают не только хронику, но и такое эпохальное кино, как "Иван Грозный" Эйзенштейна. А сколько шедевров мирового уровня было создано, начиная с оттепели до распада СССР. И когда мне говорят, что надо ориентироваться на американское кино, мне это непонятно. Ведь мы сегодня воспринимаем мир во многом через кино, через экранных героев, их поступков, взглядов, отношений. И когда мы смотрим американские фильмы, мы считываем прежде всего американскую культуру, а не свою. Ничего не имею против эпической картины Спилберга "Спасение рядового Райана", но предпочел бы смотреть в России "Спасение рядового Иванова", это, на мой взгляд, куда важнее и уместнее в нашей стране…

Вы сказали, что на студенческом фестивале показали работы будущих кинематографистов из 8 африканских стран. Но и вы сами принимали участие во втором Саммите Россия - Африка, который прошел в Петербурге этим летом. Что вас связывает с этим континентом?

Федор Попов: В свое время я был в ЮАР на кинофестивале, связанном с БРИКСом. Весной мы при поддержке компании "Иннопрактика" провели первую международную сессию российских и африканских кинематографистов в столице Сенегала Дакаре. И это направление мы будем продолжать. Например, в марте следующего года запланирован фестиваль молодежи и студентов в Сочи, куда приедут молодые кинематографисты из Африки.

Знаете, я всегда увлекался историей, в первую очередь, конечно, нашего отечества. Но всегда любопытно узнать и понять, как развивались другие страны, континенты. А когда есть возможность своими глазами увидеть, как живут в Африке - это дорогого стоит. Еще больше начинаешь ощущать несправедливость того, что богатейший с точки зрения природных ресурсов континент из-за колониальной политики европейских стран оказался беднейшим. Что и говорить - земля трагической судьбы. Так что не стоит удивляться тем волнениям, которые сегодня происходят в африканских странах.

Как ни парадоксально звучит, но "черный континент" для нас абсолютно "белое пятно" в смысле кинематографа. Какое кино там снимают?

Федор Попов: Скажу так: они снимают кино за очень маленькие деньги, но очень искреннее. На Международном форуме молодых кинематографистов в Севастополе, куда съезжаются представители творческой молодежи из разных стран мира, в этом году была картина сенегальского режиссера "Последний рыбак". Она, кстати, получила гран-при. Это фильм про то, как рыбаки, живущие на берегу океана, пытаются свести концы с концами, в то время как огромные европейские сейнеры тралами вылавливают рыбу. Это как раз история глобального мира и Африки.

У вас нет идеи снять фильм, связанный с этим континентом?

Федор Попов: Что вы, это не так просто, и не от одного моего желания зависит. Нужна финансовая поддержка, интерес должен быть с обеих сторон. Но в целом, конечно, мне было бы очень любопытно сделать такой проект - африканский континент полон интересных историй, которые нам еще только предстоит открывать…