Классика недели: "Клеопатра", "Царская невеста", Герзмава, Алиева, Сладковский

В Государственном Кремлевском дворце покажут балет в жанре "пеплум", в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко представят оперу в стиле антиутопии, в зале Чайковского "расшифруют" Шостаковича, а обладатель Первой премии конкурса им. Чайковского поможет прочувствовать "жажду жизни".

Классика недели: "Клеопатра", "Царская невеста", Герзмава, Алиева, Сладковский
© Российская Газета

Кто играет: Олеся Росланова, Михаил Евгенов, Даниил Росланов, Анастасия Тетерина, Ксения Хабинец, Амир Салимов, Петр Горбунов, Симфонический оркестр радио "Орфей" (дирижер Сергей Кондрашев).

Что играет: А. Петров - "Клеопатра" (на музыку В. Качесова).

Почему идти: Новый спектакль театра "Кремлевский балет" удивит тех, кто привык воспринимать Клеопатру как "женщину-вамп древнего мира". Легендарная царица предстает в нем не в образе обольстительницы, а в роли мудрого правителя Египта. Действие происходит то в роскошном Дворце Птолемеев, то в императорском Риме, на сцене возникают масштабные картины сражений, парадных шествий, пиров; все то, что относят к жанру "пеплум". Не обошлось, впрочем, и без любовной линии: дуэты Клеопатры с Цезарем и Марком Антонием полны страсти, и для каждой из этих красивых историй хореограф Андрей Петров нашел особые выразительные средства. "Клеопатра" стала последней постановкой основателя "Кремлевского балета". Этот яркий, драматичный и во многом неожиданный спектакль станет украшением московской афиши.

Где, когда, сколько: Государственный Кремлевский Дворец; 21 сентября, 24 октября и 22 ноября; 800 - 5 000 руб.

Фото: Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Кто играет: Дмитрий Зуев, Антон Зараев, Дарья Терехова, Мария Макеева, Екатерина Лукаш, Лариса Андреева, Ольга Гурякова и другие, Симфонический оркестр и хор МАМТ под управлением Арифа Дадашева.

Что играет: Н. Римский-Корсаков - "Царская невеста".

Почему идти: "…В ней есть Andante, Moderato, Presto, ансамбли, арии, речитативы, мелодии, аккорды, лейтмотивы. И кривда драматическая есть, а правды музыкальной и не счесть", - шутливо написал о своей опере Римский-Корсаков. И тут же добавил: "Слова "кривда" и "правда", а также драматическая и музыкальная могут быть переставлены. Это зависит от точки зрения на оперную музыку". А что если принять за точку отсчета 2072 год? Постановка "Царской невесты" Дмитрия Белянушкиным в жанре антиутопии рисует драматические события в Александровской слободе на фоне возвращения монархии и возрождения традиционной русской культуры. Интригующее начало нового сезона в МАМТ.

Где, когда, сколько: Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко; 20, 21, 22 сентября; 1 000 - 4 000 руб.

Фото: Московская государственная академическая филармония

Кто играет: Хибла Герзмава, Екатерина Ганелина (фортепиано).

Что играет: Романсы П. Чайковского и С. Рахманинова.

Почему идти: На абхазском языке ее имя означает "златоокая". Наверно, поэтому глаза Хиблы Герзмава всегда горят. Но тот драгоценный дар, которым она пленяет слушателей, - это ее голос, поистине золотой. Благословленная в свое время Еленой Образцовой, вручившей ей Гран-при Конкурса им. Чайковского, Герзмава от спектакля к спектаклю, от концерта к концерту, заставляет публику забыть все пересуды об упадке отечественной вокальной школы. Ей доступны все градации динамических оттенков и тембральных красок - это особенно важно для камерного репертуара. Нет сомнений, что трепетное сопрано Хиблы, достигающее самых потаенных уголков души, вновь растопит сердца слушателей.

Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 24 сентября; 2 000 - 6 000 руб.

Кто играет: Камерный оркестр "Виртуозы Москвы" (дирижер Арсентий Ткаченко), солисты Сергей Лейферкус, Анна Цыбулева, Александр Бахарев. Ведущий - Артем Варгафтик.

Что играет: Д. Шостакович - Камерная симфония (Струнный квартет № 10), шесть романсов на слова английских поэтов для баса и камерного оркестра, два фрагмента из музыки к трагедии Шекспира "Гамлет", избранные прелюдии для фортепиано в транскрипции для камерного оркестра, Концерт № 1 для фортепиано и солирующей трубы с оркестром.

Почему идти: Исполнять Шостаковича всегда было непросто. При обилии музыкальной символики и многочисленных комментариев, данных самим композитором, подлинное содержание его музыки было и остается тайной за семью печатями. Среди лучших современных "расшифровщиков" - оркестр "Виртуозы Москвы", чье исполнение (и главное - понимание) Шостаковича выше всяких похвал. В концерте, посвященном дню рождения композитора, также участвует баритон Сергей Лейферкус, который способен уловить каждую гармоническую краску в романсах на слова английских поэтов. А экспрессивная манера игры пианистки Анны Цыбулевой точно ляжет на музыку Концерта для фортепиано и солирующей трубы с оркестром.

Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 25 сентября; 1 500 - 5 000 руб.

Фото: "Русконцерт"

Кто играет: Камерный оркестр Musica Viva (дирижер Алексей Верещагин), солисты Энджел Вонг, Лада Меркульева.

Что играет: В. А. Моцарт - увертюра к опере "Похищение из Сераля", Концерт №23 для фортепиано с оркестром, две арии Царицы ночи из оперы "Волшебная флейта", Серенада №6 (Serenata Notturna), К. В. Глюк - увертюра и соло флейты из оперы "Орфей и Эвридика", Г. Ф. Гендель - ария Клеопатры из оперы "Юлий Цезарь".

Почему идти: Один из популярнейших фортепианных концертов Моцарта украсит соло пианиста Энджела Вонга - обладателя серебряной медали XVII Международного конкурса им. П. И. Чайковского. Еще одна восходящая звезда, солистка Камерной сцены Большого театра Лада Меркульева знаменитые арии Царицы ночи и Клеопатры. Эти и другие произведения в исполнении оркестра Musica Viva и молодых солистов заставят вспомнить о пленительной мелодике барокко - искусстве, которым Моцарт, Глюк и Гендель владели в совершенстве.

Где, когда, сколько: Большой зал Консерватории; 23 сентября; 600 - 3 500 руб.

Фото: Московская государственная академическая филармония

Кто играет: Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан (дирижер Александр Сладковский), солист Сергей Давыдченко.

Что играет: С. Прокофьев - Симфония № 1, Концерт № 5 для фортепиано с оркестром, Симфония № 5.

Почему идти: Почему-то на Западе имя Прокофьева часто вызывает ассоциации с Советской Россией, в то время как этот композитор, что бы он ни делал (даже когда восхвалял Сталина), всю жизнь занимался чистым творчеством. Его сочинения будят в слушателе чувство наслаждения многокрасочной палитрой звуков; разумеется, посредством высококлассных исполнителей. В этом смысле дирижер Александр Сладковский и пианист Сергей Давыдченко, обладатель Первой премии конкурса им. Чайковского, чьи соло преисполнены страсти и вдохновения, - отличные посредники. Их стараниями слушатели прочувствуют прокофьевскую "жажду жизни, здоровой, мощной, идущей напролом и ни перед чем не останавливающейся" - во всем ее великолепии.

Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 22 сентября; 500 - 1 500 руб.

Фото: "Русконцерт"

Кто играет: Динара Алиева, Любовь Венжик (фортепиано).

Что играет: Романсы Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского и С. Рахманинова.

Почему идти: Динара Алиева, занятая в ведущих ролях оперного репертуара Большого театра, хорошо известна и своими концертными программами. Ее творческий тандем с пианисткой Любовью Венжик также не нуждается в представлении. На концерте в рамках фестиваля Динары Алиевой OperaArt прозвучат романсы русских композиторов, интонационную природу которых дуэт слышит и понимает. Полные любви и нежности произведения Римского-Корсакова, Чайковского и Рахманинова заиграют в тот вечер новыми красками - в силу извечного своего обаяния и эталонной интерпретации.

Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 20 сентября; 1 500 - 3 500 руб.

Фото: "Русконцерт"

Кто играет: Оркестр "Академия Русской Музыки" под управлением Ивана Никифорчина, солисты Алексей Мельников, Филипп Руденко.

Что играет: П. Чайковский - Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, С. Рахманинов - Концерт №2 для фортепиано с оркестром.

Почему идти: Пианист Николай Рубинштейн, для которого Чайковский писал свой Первый фортепианный концерт, поначалу воспринял сочинение скептически. По иронии судьбы это произведение стало одним из наиболее часто исполняемых в мире. Второй фортепианный концерт Рахманинова, напротив, сразу поставил его автора в ряд крупнейших мастеров и обозначил новую эпоху русской музыки. В этот вечер Ивану Никифорчину, Алексею Мельникову и Филиппу Руденко предстоит заново открыть публике оба шедевра. Отличная программа для тех, кто любит слепящие цвета и полыхающие страсти.

Где, когда, сколько: Большой зал Консерватории; 24 сентября; 600 - 3 000 руб.

Фото: Благотворительный Фонд "Бельканто"

Кто играет: Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова, солисты Виктория Гладкова, Светлана Сергеева, Григорий Кузнецов, Алексей Репин. Орган - Анастасия Сидельникова.

Что играет: В. А. Моцарт - Реквием.

Почему идти: Гипнотическое воздействие "Реквиема" Моцарта ощущается с первых же печальных нот Kyrie до финального просветления Lux aeterna. Покоряющая мощью музыкальная феерия усиливается видеоинсталляцией, посвященной творчеству великого мастера эпохи Возрождения, "северного Леонардо" Альбрехта Дюрера. Произведения двух гениев, по-особенному воспринимаются в стенах величественного собора, где их музыка и живопись обретает поистине вселенский масштаб.

Где, когда, сколько: Кафедральный собор св. Петра и Павла; 23 сентября; 1 000 - 4 800 руб.