Войти в почту

Режиссер Кирилл Белевич: История наказывает тех, кто ее забыл

Съемочная группа шпионского детективного сериала «Начальник разведки» получила престижную премию Службы внешней разведки имени Е. М. Примакова. Эта картина, основанная на реальных событиях, собрала огромное количество просмотров на телевидении. Корреспондент «Вечерней Москвы» пообщался с режиссером многосерийного фильма Кириллом Белевичем.

Режиссер Кирилл Белевич: История наказывает тех, кто ее забыл
© Вечерняя Москва

— Кирилл, расскажите о работе над фильмом. Почему взяли тему о становлении советских спецслужб?

— Это невыдуманные истории, и люди были поставлены в такие условия, в которых непонятно как можно было существовать. Все персонажи — это наши герои, про которых мы ничего не знаем: руководитель Внешней разведки СССР Павел Фитин, разведчики Зоя Рыбкина, Павел Сухоплатов. Ведь КГБ — закрытая структура.

— Как удавалось собирать материал, работая с такой закрытой структурой?

— Работа над сбором материала велась еще во время написания сценария. А на съемках нам помогали консультанты из Службы внешней разведки РФ.

— Рабочее название фильма было «Фитин». Почему решили поменять его?

— Павел Фитин — интересный герой, в 1939 году он возглавил разведку, когда вся агентурная сеть в Европе была уничтожена. Логично было бы назвать картину его именем. Но существуют различные маркетинговые ходы, нужно, чтобы зритель услышал название фильма и захотел его посмотреть. А фамилия Фитин большинству ни о чем не говорит. Это как Иванов или Сидоров. А вот «Начальник разведки» у людей ассоциируется со шпионами или бандитами.

— Насколько, по вашему мнению, сейчас важна патриотическая тема в искусстве?

— Мы снимали это кино, когда всех известных событий еще не было (до начала военной спецоперации. — «Вечерняя Москва»).

А когда фильм вышел на экраны, он оказался очень современным. Там есть и националисты, которые использовали определенные службы вермахта (вооруженные силы нацистской Германии. — «Вечерняя Москва»), и английская разведка. Что касается патриотизма, то мне кажется, что он вне времени. Это то, на чем должно воспитываться молодое поколение. Ты должен любить страну, в которой родился.

Здесь твой дом, родители, друзья. И твой язык, на котором ты говоришь и думаешь. В Америке не стесняются делать культ флага, гимна, культ американца — у них это норма, это естественно. А у нас все это вызывает странную реакцию. Наверное, это связано с тем, что в нашей стране долгое время не было национальной политики. Но сейчас все меняется, как и отношение к патриотизму.

— Помню, что школьники в советские годы изучали Великую Отечественную войну всю третью четверть. И сейчас ей уделяется достаточно внимания. А вот после развала СССР был период, когда эту тему сокращали всего до нескольких уроков. Как, на ваш взгляд, это сказалось на обществе?

— Тогда это было очень удобно: ведь легче управлять людьми, когда у них стирается историческая память.

Поэтому сейчас молодежь и не понимает: ну ездят там на Украине танки с крестами — и что?.. Ленинград можно было сдать, зачем было его оборонять?.. Зачем бились за Сталинград?.. А история ведь нас наказывает.

— Вы снимали патриотическое кино, начиная со своей первой полнометражной ленты «Единичка» 2015 года. Почему еще тогда выбрали такую тематику?

— В этом фильме исторически интересные герои, которые поставлены в экстремальные условия: молодые ребята спасают польских глухих детей ценой своей жизни… Он основан на дневниках писателя-фронтовика Александра Николаева. И, кстати, когда фильм вышел, с моей мамой связалась ее знакомая: оказалось, что автор дневников — ее отец. Представляете, как тесен мир!

— А вы сами не хотели стать военным?

— Военным, наверное, не хотел быть. Я просто выбираю интересные мне сценарии. А хороших исторических фильмов сейчас мало. В основном снимают фэнтези или картины с недостоверными фактами. Не секрет, что бюджет российских картин в разы меньше голливудских. Поэтому у нас не те возможности. Но когда люди воспитываются на своем эпосе, их сознание работает по-другому. Надо, чтобы вся наша культура говорила о ценности добра. Исторические картины в этом показательны.

— У вас вышел исторический сериал «Крепость Бадабер» — о восстании советских военнопленных в лагере Пакистана во время афганской войны. Сложно было собирать материал? Ведь армия и контрразведчики быстро не рассекречивают документы о недавних событиях.

— А документы до сих пор засекречены — как с нашей стороны, так и с пакистанской. Поэтому в картине собирательные образы и информация, которая есть в интернете, — вся условная. Когда раскроют ситуацию, мы не знаем. Есть определенные факты, которые известны, — они и лежат в основе кино. Все собиралось по крупицам. Как и во всех исторических картинах, у нас были консультанты. В нашем случае — действующие разведчики.

ДОСЬЕ

Кирилл Белевич родился 13 января 1971 года. В 1992 году окончил актерский факультет Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина. В 1997 году окончил Высшие режиссерские курсы ВИППРК. Работает режиссером в Русском духовном театре «Глас». Режиссер многих телефильмов и сериалов. Лауреат премии ФСБ за фильм «Спасите наши души».

СЮЖЕТ

«Начальник разведки» — это история становления советских спецслужб. Сюжет раскрывается через личную историю самого молодого руководителя внешней разведки СССР Павла Фитина. В разгар репрессий 30-летний редактор сельскохозяйственного издательства вместе с другими гражданскими попал на обучение в секретную Школу особого назначения. Буквально за один год делает карьеру от стажера до начальника 5-го отдела ГУГБ НКВД. С 1939 по 1946 год руководил внешней разведкой, которую он сделал одной из сильнейших спецслужб мира.

Коротко о главном

— Вы учились на Высших режиссерских курсах у народного артиста РФ Николая Бурляева, который недавно организовал Культурный фронт России — общественное движение, в которое войдут выдающиеся артисты, писатели, художники, музыканты. Как вы относитесь к этой идее?

— Культурный фронт, безусловно, нужен. Но каждый человек, независимо кто он — художник, писатель, поэт, актер, режиссер, — это и есть этот фронт. Он формирует мнение людей, их культуру, дух.

— Режиссер Марк Захаров в своих фильмах чаще снимал артистов из своего Ленкома. По какому принципу отбираете актеров на роли вы?

— Во-первых, все режиссеры любят снимать своих артистов. Как правило, 70–80 процентов берут тех актеров, с кем работали, а 20–30 процентов — «свежую кровь», чтобы оживлять картину. Я вообще главных героев стараюсь брать разных, они у меня меняются.

— Одна из ваших работ — спектакль «Женитьба Бальзаминова» по А. Островскому. Насколько сейчас важна классика?

— Очень важна. Она открывает закономерности страстей, грехов, наших отношений, чувств. «Женитьба Бальзаминова» поставлена давно. Но разве сейчас не актуальна тема о поиске богатого жениха или невесты?

— Как вы считаете, в чем преимущества актеров из династий? Например, есть мнение, что родственникам известных артистов проще поступать в театральные вузы.

— Актерские династии всегда существовали. Даже в царские времена. Ведь яблоко от яблони недалеко падает. Я уверен, что у разведчика или шахтера сын пойдет по его стопам, так же и у артиста. Обычно в семьях говорят о профессиях. Вопрос в другом: поступив в театральный вуз — будешь ли ты хорошим артистом? Только от тебя зависит, станешь ли ты грамотным специалистом. И это распространяется не только на актерскую династию, а на все остальные.