Войти в почту

Мировая премьера Каспарова, «моцартовская» серенада Караева, Четвертая симфония Шнитке, Валерий Полянский и Госкапелла России (20 сентября 2023, БЗК)

«Неумолимый танец» Юрия Каспарова – мировая премьера. Серенада Фараджа Караева «Я простился с Моцартом на Карловом мосту в Праге». Четвертая симфония Альфреда Шнитке. 20 сентября 2023, Большой зал консерватории. Валерий Полянский и Государственная академическая симфоническая капелла России – «Навстречу юбилею А. Шнитке»: к 90-летию со дня рождения композитора. Новое сочинение для симфонического оркестра было заказано Юрию Каспарову Госкапеллой России в рамках программы Союза композиторов России «Ноты и квоты» (подробно об этой программе – в материале «МО» о новой музыке). «Свой “Неумолимый танец” я написал в прошлом году, – рассказывает Юрий Каспаров. – Данное словосочетание допускает, как я понимаю, только одно-единственное толкование: это пляска смерти, одна из вечных тем в искусстве вообще и в музыке в частности – достаточно вспомнить Листа, Сен-Санса, Мусоргского, Шостаковича… Но в отличие от корифеев прошлого, я попытался раскрыть тему принципиально иначе. Это – на первый взгляд, во всяком случае! – очень жизнеутверждающая музыка, что, уверяю, никак не связано с радостью по поводу “освобождения бессмертной души из темницы тела”, о чем сегодня много говорят. Кроме того, музыкальный язык апеллирует к популярным в наши дни и изрядно набившим оскомину танцевальным жанрам, что дает возможность организовать необычную игру смыслов…» Вместе с мировой премьерой «Неумолимого танца» прозвучит оркестровая серенада Фараджа Караева «Я простился с Моцартом на Карловом мосту в Праге» (1982). «В связи с событиями личной жизни сочинение носит траурный характер: семантика прощания заключена и в самом названии, и в обращении к Реквиему Моцарта. Цитата звучит в крайних частях цикла – Прелюдии и Постлюдии. Эти части обрамляют находящийся в центре своеобразный цикл – Фуга и Хорал: обращенное соотношение по отношению к типичному барочному двухчастному циклу (типа «Прелюдия – Фуга») объясняется особым замыслом. Драматургическое соотношение частей – динамика и статика, судорожно напряженный поток времени и застылость, неподвижность, бытие и небытие». (Из текста музыковеда Евгении Чигаревой на сайте Фараджа Караева) Также в программе – Четвертая симфония Альфреда Шнитке (1984), о которой сам композитор говорил так: «В этом произведении я прибегнул к стилизации культовой музыки трех вероисповеданий: православного, католического и протестантского (в симфонии встречаются элементы знаменного распева, лютеранского хорала и юбиляции, напоминающие григорианский хорал), а также синагогального пения, стараясь обнаружить здесь наряду с различиями некое изначальное единство. Для воплощения своего замысла я избрал три интонационные системы, характеризующие культовую музыку каждой из этих религий. Сходное во всех ладах то, что в интервалике постоянно возникают вариантные альтерации одних и тех же ступеней в разных регистрах, а из-за этого – уменьшенные или увеличенные октавы. Все сочинение выдержано в этом “искривленном интонационном пространстве”. Лишь в коде, где происходит объединение всех тем, появляются “выпрямленные”, чистые октавы, устанавливается диатоника. Развитие музыкального действа проходит неторопливо, путем варьирования исходной “мелодической ячейки”, повторения ритмических мотивов. Во всем преобладает внешняя статика, столь типичная для ритуала». Премьера Четвертой симфонии состоялась 12 апреля 1984 в Москве, в Большом зале консерватории. Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии дирижировал Дмитрий Китаенко. Солировали Владимир Крайнев (фортепиано), Эрик Курмангалиев (контртенор), Алексей Мартынов (тенор). В премьерном исполнении симфонии также участвовал Государственный камерный хор, руководимый Валерием Полянским (ныне хор Госкапеллы России). Сотрудничество с Альфредом Шнитке – особая страница в истории хора и в биографии Валерия Полянского: премьеры кантаты «История доктора Иоганна Фауста», Реквиема, Хорового концерта на тексты армянского поэта Григора Нарекаци… Выпущенная на CD в 2001 британским лейблом Chandos запись Восьмой симфонии Шнитке в исполнении Госоркестра России под управлением Валерия Полянского была признана лучшей записью года. О личности Валерия Кузьмича Полянского и его вкладе в мировую музыкальную культуру – в материале «МО». Валерий Полянский «МО» 04.11.2019 «МО» «Музыкальное обозрение» в социальных сетях Дорогие наши читатели, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово. ПОДДЕРЖАТЬПОДПИСАТЬСЯ

Запись Мировая премьера Каспарова, «моцартовская» серенада Караева, Четвертая симфония Шнитке, Валерий Полянский и Госкапелла России (20 сентября 2023, БЗК) впервые появилась Музыкальное обозрение.