Войти в почту

«Дюймовочка» Ефрема Подгайца: екатеринбургская премьера (29 и 30 сентября 2023)

29 и 30 сентября 2023 в театре Урал Опера Балет состоится екатеринбургская премьера оперы Ефрема Подгайца «Дюймовочка» (1995). Либретто Роксаны Сац и Виктора Рябова по мотивам сказки Х. К. Андерсена. Дирижер-постановщик – Максим Козлов. Режиссер-постановщик – Надежда Столбова. Художница-постановщица – Ксения Кочубей. В Детском музыкальном театре им. Н. И. Сац «Дюймовочка» в постановке Валерия Меркулова идет уже более 25 лет (премьера состоялась в 1997). Специально для премьеры в Екатеринбурге композитор сделал новую редакцию «Дюймовочки», дописав сцены для детского хора и заменив разговорные фрагменты мелодекламацией. «Это история о современной девочке, рассказанная на языке, понятном и детям, и подросткам. В отличие от сказки Андерсена, героиню спектакля зовут Аня, и она борется за себя и свою жизнь. В финале у Дюймовочки получается идеальная семья: муж – Принц, Оле Лукойе – папа, Ласточка – мама. Это важный уровень нашей истории – транслировать понимание семьи, какой она может быть», – говорит режиссер Надежда Столбова. Перед премьерой в театре прошла серия встреч с постановщиками «Дюймовочки» в рамках программы «Предисловие к премьере»: 24 сентября художница-постановщица Ксения Кочубей рассказала зрителям о костюмах, реквизите и декорациях; 26 сентября прошла открытая репетиция спектакля; 29 сентября – встреча с режиссером Надеждой Столбовой; 30 сентября – встреча с композитором Ефремом Подгайцем. Екатеринбургский театр оперы и балета расширяет детский репертуар. В афише театра опера «Морозко» Владимира Бочарова (2003; дирижер-постановщик – Владимир Бочаров, режиссер-постановщик – Леонид Якушев), балет Петра Чайковского «Щелкунчик» в хореографии Василия Вайнонена (2014; дирижер-постановщик – Михаил Грановский, балетмейстеры-постановщики –Дмитрий Корнеев и Ирина Иванова, сценография – Альона Пикалова), балет «Снежная королева» на музыку Артема Васильева (2016; хореография – Вячеслав Самодуров, дирижер-постановщик – Павел Клиничев). В 2021 в репертуаре театра Урал Опера Балет появился балет для подростков «Конёк-горбунок» на музыку Анатолия Королёва (сценарий Вячеслава Самодурова и Богдана Королька, режиссер-постановщик и балетмейстер – Вячеслав Самодуров, дирижер – Павел Клиничев), с включением рэп-эпизодов от уральской группы EkPlayaz. Теперь к этим спектаклям присоединится «Дюймовочка» Ефрема Подгайца, а в апреле 2024 сказочную линию театра продолжит балет «Сказки Перро». Из десяти сказок Шарля Перро выбраны четыре: «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Синяя борода» и «Мальчик-с-пальчик». Вместе с прологом и эпилогом они образуют цельный спектакль. Балет на музыку Настасьи Хрущевой, Дмитрия Мазурова и Алексея Боловленкова создается специально по заказу театра. Хореограф-постановщик – художественный руководитель балетной труппы Урал Опера Балет Максим Петров, дирижер-постановщик – Павел Клиничев. О постановщиках «Дюймовочки» в Екатеринбурге Ефрем Подгайц (р. 1949) – композитор, профессор Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова, один из немногих известных композиторов, который постоянно пишет для детей. Автор более 320 сочинений во всех жанрах: 14 опер, 7 мюзиклов, 4 балетов, 3 симфоний, 26 концертов для различных инструментов с оркестром, симфонических, камерных, хоровых, вокальных произведений. В 1980 появилось первое его крупное сочинение для детского хора – кантата «Как нарисовать птицу» на стихи Ж. Превера, с которой композитор успешно дебютировал на фестивале «Московская осень». Сочинения Подгайца исполняли крупнейшие музыканты современности: М. Ростропович, Ю. Башмет, Л. Казарновская, Ф. Липс, А. Гиндин, А. Бузлов, В. Попов, Р. Кофман, В. Полянский, В. Синайский, В. Понькин, С. Сондецкис, М. Секлер, А. Брусиловский, Л. Амбарцумян, А. Дресслер, Ю. Милкис, А. Гони, фортепианный дуэт Е. Сорокиной и А. Бахчиева, Fine Arts Quartet, Государственный квартет имени М. И. Глинки. По просьбе Мстислава Ростроповича создал произведение Post festum для оркестра виолончелей – премьера состоялась под управлением великого маэстро в 2003 на фестивале виолончелистов во французском городе Бовэ. В 2005 в Лондоне Мстислав Леопольдович за пультом Лондонского симфонического оркестра продирижировал премьерой Второй симфонии Ефрема Подгайца. В 2002 газета «Музыкальное обозрение» назвала Е. И. Подгайца «Композитором года». Он также является одним из авторов коллективного сочинения – Концерта для симфонического оркестра «10 взглядов на 10 заповедей» (2004), посвященного газете «Музыкальное обозрение». В рамках премьерного тура это произведение исполнили 18 российских симфонических оркестров. В 2012 в Большом театре России был поставлен балет Подгайца «Мойдодыр» – сочинение-победитель конкурса на лучшее произведение для детей, организованного Союзом театральных деятелей России, Большим театром и Федеральным агентством по культуре и кинематографии (2008). За музыку к комической опере «Ангел и психотерапевт» (режиссер Екатерина Василева) , премьера которой состоялась в конце 2011 в рамках проекта «Открытая сцена», композитор был номинирован на премию «Золотая маска» в 2013. Его работы также ставились в Детском музыкальном театре имени Н. И. Сац («Дюймовочка», 1997; «Волшебство у Лукоморья», 1999; «Повелитель мух», 2007; «Принц и Нищий», 2009; «Синяя птица», 2016), в Новой Опере («Баранкин, будь человеком», 2019), в театре «Зазеркалье» («Алиса в Зазеркалье», 2019), в Музыкальном театре Карелии («Алиса», 2022) Сочинения Е. И. Подгайца для детского хора в исполнении Детского хора «Весна» имени А. С. Пономарева получили широкую известность в России и за рубежом и принесли автору заслуженное признание. Биография Ефрема Подгайца на официальном сайте композитора http://podgaits.info/index.html Режиссер Надежда Столбова окончила Пермский государственный институт культуры по специальности «Режиссер театра и театрализованных представлений» (мастерская В. П. Бажутина, 2008) и Российский университет театрального искусства (ГИТИС) по специальности «Режиссер музыкального театра» (мастерская профессора А. А. Бармака, 2013). С 2005 по 2008 – актриса Пермского академического драматического театра. В 2013-2019 – режиссер-постановщик Красноярского театра оперы и балета (ставила здесь спектакли La Traviata, «Борис Годунов», «Садко», «Амадей», «Реквием» и другие, а также была сценаристом и режиссером многих гала-концертов). С 2019 – режиссер-постановщик театра Урал Опера Балет. Принимала участие в постановке оперы «Три сестры» Петера Этвёша (2019; режиссер-постановщик – Кристофер Олден) как режиссер-педагог по сценической речи. В 2020 осуществила концертную постановку оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». Дирижер Максим Козлов в 2011 окончил Свердловское музыкальное училище (класс Е.В. Пинчук), в 2016 – Уральскую консерваторию (класс профессора В.Л. Карташова). В 2014 году возглавил хор «Доместик», с которым сотрудничал с 2012: под его управлением коллектив дал множество концертов в России и за рубежом, в том числе совместно с Камерным оркестром В-А-С-Н. В 2016-2020 работал в Уральской государственной консерватории в качестве преподавателя (ассистента) Кафедры Оперно-симфонического дирижирования и дирижера на Кафедре Музыкального театра (класс профессора П.И.Коблика). С 2018 сотрудничает с Театром «Урал Опера Балет» (ассистент дирижера-постановщика в операх «Турандот», «Риголетто», «Севильский цирюльник», «Лючия ди Ламмермур», «Любовь издалека»). С 2021– штатный дирижер театра. Дирижирует операми «Морозко», «Травиата», «Русалка», «Набукко», «Любовь издалека», балетами «Жизель», «Конёк-горбунок», «Неаполь», «Видение розы». Художник-постановщик Ксения Кочубей в 2010 окончила факультет сценографии (мастерская С.Ф. Морозова) в РАТИ (ГИТИС). 2011-2016 – Арт-директор компании «Ветер Бюро», разработка уличных театральных постановок, инсталляции, перфомансов, городских культурных проектов. 2014-2017 – разработка, архитектура и проектирование интерактивных выставок (экспозиции) в музеях Москвы: серия выставок для РГДБ, обновление постоянной экспозиции музей-усадьба Ф.И. Шаляпина, Музей военной истории (РВИО). В 2022 оформляла выставку «Синяя птица. Страна воспоминаний» в Зеленом фойе Музея МХАТ. Среди ее театральных работ: спектакль «Чертова дюжина» (Ярославский театр драмы им.Ф. Волкова, 2010); «Шоша» (Московский Театр Наций, 2011); «Отдаленная близость» (Театр «Центр драматургии и режиссуры», 2013; спектакль – лауреат премии «Золотая маска»); «Квадратура круга» (Московский Театр Юного Зрителя, 2018); «Восемь любящих женщин» (Ярославский театр драмы им.Ф. Волкова, 2019). «МО» «Музыкальное обозрение» в социальных сетях Дорогие наши читатели, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово. ПОДДЕРЖАТЬПОДПИСАТЬСЯ

Запись «Дюймовочка» Ефрема Подгайца: екатеринбургская премьера (29 и 30 сентября 2023) впервые появилась Музыкальное обозрение.