Войти в почту

В День музыки: Главархив рассказал о творческом пути композитора Михаила Глинки

<p style="text-align: justify;">Критик Владимир Стасов писал о значении творчества Михаила Глинки: «Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба — великие таланты…, оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой — в музыке». </p> <p style="text-align: justify;">Михаил Глинка родился в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Глинки. С детства будущий композитор увлекался музыкой. В 1817 году юноша поступил в Благородный пансион при Главном педагогическом институте в Санкт-Петербурге, где его наставником был поэт Вильгельм Кюхельбекер – друг Александра Пушкина. Во время учебы Глинка успел познакомиться и с Пушкиным и впоследствии любил писать романсы на его стихи «Я здесь, Инезилья», «Ночной зефир», «Я помню чудное мгновенье» и другие. </p> <p style="text-align: justify;">В 1824 году Глинка устроился на службу помощником секретаря в Главное управления путей сообщения, но основным его увлечением и занятием оставалась музыка. В 1825 году он написал знаменитый романс на стихи Евгения Баратынского «Не искушай меня без нужды». В 1830 году композитор уехал за границу на лечение, где занимался изучением итальянской оперы. Там он впервые понял, что может сочинять в своей собственной манере. В 1833 году в письме домой он писал: «Тоска по отчизне навела меня постепенно на мысль писать по-русски». Вернувшись в 1834 году домой, Михаил Глинка загорелся идеей написать национальную русскую оперу, и поэт Василий Жуковский предложил ему сюжет про Ивана Сусанина. Так родился замысел знаменитой оперы «Жизнь за царя». В 1836 году опера была закончена, и в конце того же года состоялась премьера. </p> <p style="text-align: justify;">Окрыленный успехом первого большого произведения, Глинка решил написать оперу «Руслан и Людмила» по одноименной поэме Пушкина, но премьера в 1942 году прошла неудачно, и композитор решил сосредоточиться на сочинении камерной музыки: писал романсы, симфонические увертюры и танцевальную музыку. Композитор Петр Чайковский писал об этом периоде творчества Михаила Глинки: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в желуде, заключена в симфонической фантазии “Камаринская”».</p> <p style="text-align: justify;">Михаил Глинка умер в 1857 году, а в 1904 году на заседании Московской городской думы было принято решение в честь 100-летия со дня рождения Михаила Глинки поместить его бюст в 1-м городском народном доме (общедоступное культурно-просветительское учреждение) по Введенской площади и ежегодно, в день рождения композитора, исполнять в этом народном доме его произведения. Кроме того, на заседании рассматривалось предложение учредить именную стипендию для студентов Московской консерватории. В Главархиве сохранилась выписка из журнала Московской городской думы об этом заседании. </p> <p style="text-align: justify;">По предложению гласного Московской городской думы Саввы Мамонтова на городские средства был создан любительский оркестр, состоявший из городских служащих, которые должны были исполнять музыку Глинки на юбилейных торжествах в память о нем, но в октябре 1907 года члены специальной общественной комиссии пришли к решению, что «подобный любительский оркестр не может стоять на такой высоте с чисто музыкальной стороны, чтобы заслуживать почетное наименование “в память М.И. Глинки”; это высокое название могло бы быть присвоено лишь оркестру, безупречному в художественном отношении». В связи с этим было решено ограничиться ранее принятой праздничной программой.</p> <p style="text-align: justify;">В том же 1907 году на заседании Московской городской думы было предложено «взамен предложенного в приговоре Городской думы 11 мая 1904 года учреждения стипендии в Московской консерватории, учредить премию за лучшее произведение по разработке русских народных напевов (церковных и мирских)». Выработать условия премии было поручено членам общественных комиссий. Согласно проекту положения о премии, который рассматривался в 1914 году, выплаты должны были составить 1200 рублей. Премию должны были присуждать музыкантам раз в пять лет за лучшие симфонические, вокальные, камерные сочинения, а также за сочинение новых опер и духовной музыки. Первые работы молодых композиторов должны были представляться на конкурс в 1919 году. </p> <div class="mceNonEditable" data-entity="gallery"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image-wrapper"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image"></div> </div> <div class="mos-carousel-plugin__nav"> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> </div> </div> <p style="text-align: justify;">Проекты стипендии и премии имени Михаила Глинки представлены в Главархиве. К сожалению, проект стипендии и премии за лучшее музыкальное произведение, не был осуществлен в начале ХХ века. Премия имени Михаила Глинки была учреждена в советское время. Ее присуждали с 1966 по 1991 год за создание выдающиеся сочинения в области музыкального искусства любого жанра, а также написание книг по истории музыки. Кроме денежного приза, всем лауреатам вручали почетный знак и диплом. </p> <p style="text-align: justify;">С документами об организации памятных юбилейных торжеств в честь Михаила Глинки можно познакомиться в Главархиве Москвы по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам – с 12:00 до 20:00, по пятницам – с 9:30 до 15:00.</p>

В День музыки: Главархив рассказал о творческом пути композитора Михаила Глинки
© Главное архивное управление города Москвы