Войти в почту

В любой экспедиции главное — конфеты

В новом телевизионном сезоне Общественное телевидение России (ОТР) покажет более 20 документальных фильмов об Арктике — многосерийный цикл «Северный морской путь», документальный мини-сериал «Люди Арктики», а также фильмы об истории освоения северных территорий. Журналисты канала стали первыми, кто доехал до отдаленных городов, сел и стоянок оленеводов за последние 10 лет. Что такое современная Арктика, «Парламентской газете» рассказала куратор проектов, заместитель генерального директора ОТР Юлия Ермилова.

В любой экспедиции главное — конфеты
© Парламентская газета

- Юлия Владимировна, почему именно Арктика оказалась в центре внимания журналистов ОТР?

- В последнее время Арктика переживает период своего развития. Геологи открывают новые залежи, разрабатываются новые месторождения, увеличивается добыча полезных ископаемых. В связи с освоением Арктики возрождаются города, прирастают новые вахтовые поселки, которые рождаются на наших глазах. Такого не было, наверное, с 30-40-х годов прошлого века, последних масштабных экспедиций в Арктику. Это огромная история созидания, свидетелями которой мы все являемся. Развитие Арктики сегодня — мощнейший толчок и для развития всей страны.

- Ваш проект вы назвали «экспедиция». В чем особенности такого формата съемки?

- Проект состоял из нескольких экспедиций. Мы спускались в шахты, где снимали добычу полезных ископаемых, ездили в тундру, чтобы увидеть, как живут коренные народы Севера, отправлялись на разведку с учеными в поисках новых месторождений, ходили на ледоколах — от самого старого, «Ямала», до новейшего, «Сибири», на котором, кажется, еще даже краска не просохла. Это позволило нам не просто увидеть своими глазами, как живет Арктика, но и понять происходящие там процессы, проникнуться ими. Такой формат съемки позволяет, что называется, примерить Арктику на себя.

- Готовили ли вы журналистов к экспедиции? Что нужно знать перед тем, как отправиться на Крайний Север?

- Мы, конечно, готовились: читали специальную литературу, консультировались с экспертами. Но, как выяснилось, многое не учли. Знаете, что самое важное в Арктике? Конфеты! То, что нам на материке доступно каждый день, на Крайнем Севере — огромный дефицит. Продукты туда завозят на десять месяцев вперед, и это основные продукты. А вот сладкого, фруктов очень не хватает. Горячий чай с шоколадной конфетой на борту ледокола — это праздник.

А если серьезно, мы думали, что Арктика — это снег, снег, снег и немного льда. На самом деле она очень разнообразная и красивая, но особой, тонкой красотой, полутонами и оттенками. Если не считать северное синие — это, конечно, наотмашь. И непредсказуемая. В Арктике невозможно ничего планировать, все зависит от погоды, а она может меняться по несколько раз в день.

- В работе над фильмами участвовали только журналисты или и ученые тоже?

- Скорее журналисты мешали ученым. Однако они терпеливо отвечали на все наши порой дурацкие вопросы. Чтобы популярно объяснить зрителям те или иные явления, журналист должен сначала сам в них разобраться, при этом для ученых это очевидные вещи.

Знаете, как испытывают суда на ледопроходимость? Берется деревянная модель корпуса ледокола — выглядит как небольшая калоша по типу голландской туфли — и запускается в бассейн со льдом, схожим по составу с арктическим. А дальше эту калошу начинают протаскивать по поверхности, имитируя движение ледокола. Когда ты видишь это, участвуешь в расчетах — ты понимаешь, как это работает на самом деле.

Хочу отметить, что у нас очень хорошие молодые ученые, что не может не радовать. Это увлеченные ребята, которые горят своим делом. Выпускники, аспиранты МГИМО, МГУ вместе с семьями уезжают в Норильск, Певек, другие города.

- Один из циклов передач посвящен как раз Северному морскому пути. Как вы оценили этот масштабный проект в деле?

- Северный морской путь — самый доступный, а зачастую и единственный вариант транспортного сообщения с Арктикой, так как авиаперевозки на таких расстояниях нерентабельны.

Он позволяет значительно сократить расстояния: от Мурманска до Владивостока по нему 11 тысяч километров. Это короче, чем через Суэцкий канал, по которому грузы шли раньше. Плюс Северный морской путь — это полностью наши территориальные воды, что особенно важно в сложившейся политической ситуации.

Пока еще он не судоходен круглый год, решить эту проблему обещают в следующем году за счет использования судов и ледоколов нового класса.

- Какие еще вопросы, на ваш взгляд, сегодня требуют решения в Арктике?

- Думаю, необходимо усовершенствовать процедуру северного завоза, о котором я уже упомянула. Мы встречались с семьей, которая запланировала поездку на материк на Новый год, чтобы поесть мандаринов, потому что мандаринов в Арктике нет. Тринадцатилетняя девочка, дочка наших собеседников, их никогда не видела и не ела.

Возможно, необходим запрет на продажу алкоголя, который был на той же Чукотке в советское время, так как пьянство на Севере — серьезная проблема. 

Нужны кочевые школы, потому что многие дети кочуют по тундре вместе с родителями. Зачастую они не успевают вернуться в города к началу учебного года. Мы удивились: несмотря на то что у нас образование обязательное, их никто даже не хватился.

- Насколько, на ваш взгляд, будет интересен фильм об Арктике россиянам, среди которых треть следит за новостями СВО, треть убивает время за просмотром шоу и сериалов, а треть в принципе отказывается от телевизора?

- Отправляясь в Арктику, мы хотели в первую очередь показать людей Севера — крепких, сильных духом, сохранивших понятия дружбы и взаимовыручки, умеющих рассмотреть скудную для жителей материка красоту природы и передать эту красоту. Нам казалось, что именно этим мы и зацепим зрителя. Но уже по первым откликам на наш проект — а несколько его серий уже вышли — мы поняли, что для зрителей Север — это не какая-то отрезанная локация, где живут три миллиона человек. Кто-то сам там жил, кто-то работал, у кого-то родители были на вахте. Север связан практически с каждым жителем страны. Теперь он связан и с членами нашей съемочной группы. Мы уже запланировали новые поездки в Арктику — не по работе, а для души. Как нам сказала одна из героинь: вся суета — у вас в городах, а здесь остаются только истинные ценности.