Войти в почту

В казанском ТЮЗе поставили историю на тему легендарного фильма "Чучело"

Премьера спектакля "Чучело. Квартирник" состоялась в казанском ТЮЗе. Режиссер Радион Букаев и драматург Анастасия Чернятьева перенесли историю травли Лены Бессольцевой в наше время и превратили ее в рок-концерт.

В казанском ТЮЗе поставили историю на тему легендарного фильма "Чучело"
© Российская Газета

Фильм "Чучело", снятый в 1983 году по повести Владимира Железнякова "Всего-то несколько дней", произвел в свое время эффект разорвавшейся бомбы. Впервые в Советском Союзе открыто заговорили о школьной травле. Прошло 40 лет. Проблема эта никуда не делась, лишь получила новомодное английское название "буллинг". Но вот с фильмом и книгой, к слову, основанной на реальных событиях, нынешнее поколение знакомо плохо. В ТЮЗе решили актуализировать советскую классику, а на премьеру пригласили казанских школьников.

Действие спектакля разворачивается в двух временах - настоящем и прошлом, но все в том же старинном городке. Компания подростков забирается в полузаброшенный дом-музей, где когда-то жила Лена Бессольцева со своим дедушкой, коллекционером картин. У ребят своя рок-группа, здесь они собираются порепетировать и просто оттянуться.

Есть среди них и девочка-изгой, объект насмешек по прозвищу Пугало (Полина Малых). В ней есть что-то от блаженной, издевательства сносит безропотно, с натянутой улыбкой и вопреки всему считает своих мучителей друзьями. Внезапно появляется охранник, который поначалу грозится сдать всех в полицию. Но, выяснив, что они музыканты, предлагает им поиграть, да и сам берет в руки электрогитару, чтобы вспомнить молодость.

А вспомнить ему есть что: перед нами повзрослевший живодер Валька (Алексей Зильбер), один из участников травли Чучела. Побитый жизнью, раздавленный чувством вины, он явно хочет выговориться, а точнее - спеть. Но это не исповедь соло, охранник как бы предлагает подросткам вновь вместе с ним разыграть и прожить эту историю по ролям. Тем более что она уж очень рифмуется с ситуацией, которая возникла внутри их компании.

Песни в привычном понимании на сцене почти не звучат. Это текст повести, наложенный на музыку, который то поют, то проговаривают речитативом, то выкрикивают, то шепчут. Аккомпанемент, в котором поначалу даже проскальзывают веселые ритмы рэгги, по мере развития действия становится все мрачнее и заунывней. Порой музыка режет слух, но тем сильнее передает атмосферу травли и предательства.

Само повествование прерывисто, флешбеки из прошлого чередуются с эпизодами спонтанного квартирника, но, по сути, они представляют собой отражение тех же событий, только на новом витке. Актеры двоятся в двух реальностях. Помноженная на два история травли воспринимается еще острее и болезненней, возникает ощущение безысходности. Пугало как реинкарнация Чучела вновь проходит все круги ада, что пришлось пройти Лене Бессольцевой. Актрисе Полине Малых удалось найти новые грани в образе главной героини. Она не от мира сего, этакий князь Мышкин в женском воплощении. Не случайно, когда одноклассники приставляют ее к стене и рисуют вокруг головы мишень, чтобы метать дротики, этот кружок превращается в нимб святой мученицы.

Прекрасно справился со своей ролью Димки Сомова Даниил Кукушкин. Это дебют двадцатилетнего актера. Его герой, невзирая на трусость и предательство, вызывает сочувствие. Судить его имеет моральное право только Ленка, но уж точно не зрители.

Как пояснил режиссер Радион Букаев, в спектакле он обращается с вопросом к каждому: "А как бы вы поступили в этой ситуации, смогли бы пойти против всего класса?" Сколько таких Димок Сомовых, по малодушию участвовавших в травле товарищей, ходит среди нас? А ведь это тоже жертвы буллинга, но уже по другую сторону. Им, повзрослевшим и умудренным, приходится жить с этим рубцом на совести. Как Вальке, который по окончании квартирника остается один на сцене, опустошенный и подавленный.