Войти в почту

Лауреат премии Минкультуры России Алексей Холодов — о педагогике, концертах и музыкальном образовании

Стали известны имена лауреатов премии Министерства культуры Российской Федерации лучшим преподавателям в области музыкального искусства 2023 года. Среди них — 15 специалистов московских школ, колледжей и института искусств. В их числе Алексей Холодов, который учит игре на фортепиано в Московском государственном колледже музыкального исполнительства имени Ф. Шопена. Помимо этого, он выступает с сольными и камерными концертами. В интервью mos.ru Алексей Холодов рассказал о том, что главное в его профессии, о важности передачи опыта и многом другом.

Лауреат премии Минкультуры России Алексей Холодов — о педагогике, концертах и музыкальном образовании
© Mos.ru

— Алексей Алексеевич, расскажите, пожалуйста, с чего началось ваше увлечение музыкой?

— Я вырос в доме с фортепиано. Моя мама была пианисткой, и мне даже трудно вспомнить момент, когда я впервые прикоснулся к этому инструменту. У меня такое чувство, что любовь к нему родилась вместе со мной — у меня никогда не было вопроса, кем быть и чем заниматься, когда вырасту. Сначала я представлял себя только в роли исполнителя, но немного позже пришел и к педагогике.

— Как начался ваш профессиональный путь?

— Начальное и среднее профессиональное образование я получил в Киргизии, в моем родном городе Бишкеке. Я окончил детскую музыкальную школу № 5 у великолепного преподавателя Галины Николаевны Колесниковой. Потом поступил в музыкальное училище, там учился у Тамары Кузьминичны Карелиной — именно она и подготовила меня к поступлению в Российскую академию музыки имени Гнесиных.

— Сложно было поступить?

— Я получил высший балл по специальности и по коллоквиуму. Тогда были такие правила: если получаешь два высших балла по этим двум первым экзаменам, то дальше экзамены не сдаешь, но только при наличии красного диплома училища. У меня он был. Конечно, когда я поступил, был безмерно счастлив.

— Кто из ваших педагогов повлиял на вас больше всего? Чьими методами пользуетесь в своей работе?

— В академии я учился в классе у народного артиста России профессора Аркадия Гавриловича Севидова, потом окончил у него аспирантуру. Мы тесно общаемся до сих пор. Перенимать такой опыт, я считаю, очень важно для концертирующего и преподающего пианиста. Я частенько ему звоню по каким-то вопросам, прихожу к нему в класс поиграть перед ответственными выступлениями. Очень ценю эту поддержку, возможность общаться и до сих пор учиться у него. И не перестаю удивляться профессиональному багажу, который накопил Аркадий Гаврилович.

— Куда вы устроились работать после учебы?

— Стоит отметить, что преподавать я начал еще во время учебы в академии — интерес к педагогике у меня был, можно сказать, всегда. Примерно на втором курсе я устроился в одну из московских музыкальных школ. Потом меня стали посещать мысли о сольной карьере, возможности играть самому. Так получилось, что на некоторое время я перестал преподавать. Но в какой-то момент понял: пришло время передавать и личный, и полученный от моих преподавателей опыт следующим поколениям. И вот уже несколько лет я работаю в Московском государственном колледже музыкального исполнительства имени Ф. Шопена.

— Что помогает вам совмещать преподавательскую работу и концертную деятельность?

— Честно говоря, педагогическая деятельность совсем не помогает концертной. Я бы даже сказал, что она, наоборот, с каждым годом отнимает все больше сил и времени. Когда я погрузился с головой в педагогику, боялся, что не смогу получить от этой деятельности такое же удовлетворение, как, допустим, от концерта, но я ошибался. Работа с детьми дарит несравнимую радость, ведь ты смог кого-то чему-то научить. Вместе с тем считаю, что педагог, который работает с талантливыми учениками, желающими стать исполнителями, должен и сам играть, репетировать, выходить на сцену.

— Как отдыхаете в свободное время, как восстанавливаетесь?

— Чтобы восстановиться, мне нужны хотя бы редкие часы одиночества, когда я могу просто помолчать, ни с кем не разговаривать. Дело в том, что сейчас проходит очень много концертов, лекций, интересных встреч, мастер-классов. Педагог общается с родителями, детьми, коллегами. Просто необходимо время, когда концентрируешься только на себе. Еще мне важно уделять время семье — у меня трое детей разного возраста.

— Многие ваши ученики становятся обладателями разнообразных премий и лауреатами конкурсов. Отличается ли подготовка к конкурсу от регулярной учебы?

— Да, это разные процессы. Не все юные талантливые музыканты могут с легкостью справиться с психологической нагрузкой при подготовке к конкурсам. Нужно с большим пониманием и серьезностью подходить к участию в них, хотя, конечно, это дает закалку, опыт, стимулирует заниматься, проверять себя на прочность, развивает стрессоустойчивость. Мои ученики участвуют в самых известных конкурсах. Среди них Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик», конкурс грантов Мэра Москвы в сфере культуры и искусства, Международный юношеский конкурс имени П.И. Чайковского, Международный юношеский конкурс пианистов имени С.В. Рахманинова и многие другие. Ребята должны не только идеально выучить произведение и продемонстрировать блестящую техническую подготовку, но и показать себя как достаточно глубокие музыканты, эмоционально понимающие то, что делают за инструментом. Здесь возникает трудность воспитания ребенка не только как юного виртуоза, но и как чуткого человека, способного понять очень глубокие чувства, которые стремился выразить композитор.

— Как вы думаете, что дают дополнительные занятия музыкой даже в том случае, если человек не занимается ею профессионально?

— Это очень непростой вопрос. Надо ли всех учить музыке? Наверное, надо. Вопрос: как учить? Профессионально всех, конечно, не нужно. В первую очередь это требует определенного набора природных, врожденных качеств, в противном случае занятия превращаются в мучение и для педагога, и для ребенка, и для родителей. Тем не менее занятия музыкой, особенно фортепиано, имеют определенную специфику. Поскольку во время игры задействованы обе руки и у каждой собственные отдельные задачи, одновременно работают оба полушария мозга. Многозадачность, к которой привыкает человек, развитие моторики и координации — это очень помогает в повседневной жизни.