Войти в почту

Павел Басинский - о том, как экранизируются произведения современных прозаиков

В последнее десятилетие я с радостью наблюдаю, как российский кинематограф все более и более активно "ухаживает" за современной российской прозой и она охотно соглашается на законную с ним связь.

Павел Басинский - о том, как экранизируются произведения современных прозаиков
© Российская Газета

В 90-е, когда российская проза сознательно маргинализировалась, придумав себе нелепый термин "другая литература", а кино в силу понятных экономических обстоятельств находилось в кризисе производства, ничего подобного быть не могло. Даже один из самых знаковых романов 90-х "Generation П" был экранизирован лишь в 2011 году. И тогда же, в 10-е годы, а затем в начале 20-х, хлынул буквально шквал экранизаций современных прозаиков. Словно плотину прорвало...

Например, изумительно тонкий фильм 2010 года по повести , победителя литературной премии "Дебют". Он представлял Россию на Венецианском фестивале и был удостоен нескольких призов. Сотрудничество Федорченко и Осокина на этом не закончилось, были еще (2012) и (2014).

Российский кинематограф все более и более активно "ухаживает" за современной российской прозой

(2013) по роману взорвал отечественный экран. Затем Алексей Иванов становится безусловным лидером по числу экранизаций: "Ненастье" (2018) , (2019) , "Общага" (2021) , "Пищеблок" (2021-2023, 2 сезона, режиссеры и ), "Сердце пармы" (2022) ... Не все экранизации мне по вкусу, но успех их и в широком прокате, и в онлайн-кинотеатрах очевиден.

В 2012-м сделал отличную экранизацию по роману "Танкист, или Белый "Тигр"".

В 2019 году выходит сериал по роману Яны Вагнер, выдержавший два сезона (режиссеры и ).

В 2020-м Александр Велединский еще раз экранизирует современную прозу - 8-серийный фильм "Обитель" по . А буквально на днях состоялась премьера его же фильма "1993" по книге .

Сериал "Немцы" (2021) по роману , сериал "Библиотекарь" (2023) по роману ...

Знаю также, что куплены права и готовятся экранизации других моих коллег по писательскому цеху.

Дружба отечественного кинематографа с живыми писателями началась более ста лет назад. Уже при жизни в январе 1910 года Александр Дранков демонстрировал в Ясной Поляне фильм по пьесе "Власть тьмы". А в апреле того же года, беседуя с , Толстой будто бы сказал: "Вы знаете, я все думал о кинематографе... Я решил написать для кинематографа. Ведь это понятно огромным массам, притом всех народов. И ведь тут можно написать не четыре, не пять, а десять, пятнадцать картин... Непременно сочиню... если успею". Не успел.

А вот его младший современник успел. В 1921 году он написал сценарий "". Потом, уже в 70-е годы, этот сюжет будет волновать - равновеликого писателя и режиссера.

Но вообще тема советские писатели и кино - отдельная. Здесь и Шукшин, и Леонов, и Нагибин, и , и , и , и братья Вайнеры, и Стругацкие... Очень хочется надеяться, что сегодня эта традиция возобновится.

Тем более что для этого предпринимаются усилия на государственном уровне. Иначе ничего и не получится. Кино - дело, во-первых, коллективное, а во-вторых - дорогостоящее. И еще - весьма специфическое, потому что должно соединять в себе литературную часть (сценарий) и собственно кинематографическую (режиссура, операторское искусство, актерский состав), а еще и продюсерскую, что сегодня едва ли не на первом плане.

В апреле этого года в писательском поселке Переделкино прошли мастерские "для литераторов, которые хотят работать в кино и сериальной индустрии". Были семинары с известными режиссерами, сценаристами и киноведами. Были обсуждения самых разных тем, главная задача которых, как мне кажется, была в том, чтобы объяснить как существенную разницу между прозой и сценарием, так и необходимость крепкой литературной основы для сценария, без чего, как правило, не бывает хорошего кино.

Насколько мне известно, в Литературном институте им. Горького обсуждается вопрос об открытии на кафедре литературного мастерства отделения сценаристики. Понятно, что есть ВГИК с соответствующим факультетом. Есть частные курсы, открытые для кого угодно, но, естественно, платные. Но почему бы и старейшему творческому вузу страны не подключиться к этому процессу? Ведь именно здесь литература и кино, как нигде, будут идти рука об руку.

Уже при жизни Толстого Александр Дранков показал в Ясной Поляне фильм по пьесе "Власть тьмы"

Еще отличная новость. Фонд кино объявил отбор заявок на участие в социальной отраслевой программе поддержки сценаристов "АВТОР". Подача заявлений - с 18 сентября до 19 октября. Заявки принимаются через электронный сервис avtor.fond-kino.ru. Победители получат ежемесячную поддержку в 150 000 рублей и работу с редакторской группой Фонда кино в рамках написания сценария, а также правовую поддержку.

И наконец с 19 по 23 октября проект "Школа критики" совместно с Музеем-усадьбой Л.Н. Толстого проведет в Ясной Поляне школу кинокритики при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и телеканала "КИНОТВ". Участники уже отобраны. Среди мастеров обещают быть такие звездные режиссеры, как , Александр Велединский и Алексей Герман-младший.