Войти в почту

Оппенгеймер – "признание нашло героя"

Кто не знает, Роберт Оппенгеймер, руководитель "Манхэттенского проекта" по созданию ядерной бомбы, впоследствии сильно переживал по поводу ядерного оружия, за что его преследовала американская бюрократия. Вот об этом, собственно, и фильм – о создании Бомбы и переживаниях Оппенгеймера. Но есть нюансы. Начнем с моментов, где плюсы однозначны и мастерство Кристофера Нолана находится на высочайшем уровне. Во-первых, сценарий. Может быть, это вообще лучшее, что написано за последние годы, абсолютная новая классика: Нолан изящно, но твердой рукой завязывает сюжетные узелки, которых поначалу так много, что, кажется, запутаться в них рискует и сам зритель, и автор. А потом одним движением руки все они развязываются, и повествование предстает четким и логичным, при всей масштабности! Во-вторых – Киллиан Мерфи в заглавной роли со сложной системой мимики и жестов, основанной, видимо, на постоянной работе разума великого ученого. Говорят, некоторые режиссеры для изображения процесса мышления персонажа заставляют актеров читать стихи (про себя). Ну, в таком случае Мерфи их читал явно на санскрите (про санскрит в фильме тоже есть). Природная выразительность его лица, помноженная на многолетний киноопыт, здесь получила мощную подпитку, опору от режиссера-интеллектуала. Впрочем, хороши и другие актеры, умело создающие фон главному герою – но не в статике, стоя и маша руками, а двигаясь как бы синхронно с ним, однако все же на заднем плане. Этакое движение атомов. Назову тут Мэтта Деймона в роли генерала, окормляющего атомный проект, и Роберта Дауни-младшего в роли интригана Штраусса. Кадр из фильма "Оппенгеймер". Фото: ru.ihorror.com. Прекрасно визуальное решение фильма – и скучные тона лабораторий, и контрастные им невыносимо яркие тона картин атомных катастроф, преследующих Оппенгеймера в видениях. А в чем нюансы? Вот в чем: следует учитывать, что этот фильм снят с сугубо американской точки зрения. Поэтому содержит различные умолчания и смещения акцентов в показе создания сверхоружия. "Оппенгеймер" полон патриотизма и гордости за страну, являясь мощным пропагандистским оружием. При его популярности во всем мире – особенно. Да и логика сюжета вот какова: слегка пострадав от бюрократов-консерваторов, преданный работник американского ВПК получает награду из рук самого Дж.Ф. Кеннеди, кумира американских либералов всех поколений. Он-то разглядел, что Оппенгеймер при всей его рефлексии является истинным патриотом и молодцом. В общем, признание нашло героя не через "бояр", а сразу через "царя", совсем как в старых советских фильмах. Как-то от Нолана ожидаешь более общечеловеческого (то есть, менее американистого) взгляда. С другой стороны, чего мы хотели от американского киношника, пусть и очень талантливого? Хочется сказать банальность: надо ответить Голливуду нашим патриотическим кино. Но вот здесь точно есть нюанс: не то, чтобы патриотических фильмов в России было мало. Их много, есть неплохие. Однако как Нолан (и даже близко) снимать у нас никто не умеет. А это все же другой вопрос...

Оппенгеймер – "признание нашло героя"
© Ревизор.ru