Войти в почту

Мода на корейскую культуру захватила мир

В минувшие выходные в Нижнем Новгороде отгремел фестиваль корейской культуры. Нижегородцы учились готовить, а потом с удовольствием ели кимчи, танцевали под кей-поп, смотрели корейский фильм с субтитрами. Желающие приобщиться к корейской культуре исчислялись сотнями. И это, говорят эксперты, неудивительно – мода на всё корейское накрыла мир. Как и почему это произошло? Кимбап и кимчи Шесть десятков человек собрал мастер-класс на фестивале корейской культуры «Кимчи». Под руководством опытного шеф-повара нижегородцы учились готовить корейский ролл кимпаб. В мастер-классе по приготовлению кимчи – маринованной капусты – приняли участие уже 150 человек. Мероприятие пришлось проводить в три этапа, а самой капусты ушло 300 кг. «На фестиваль мы приглашали в том числе этнических корейцев, и очень интересно было наблюдать их удивление от того, какой большой интерес вызывают их быт, культура, традиции», – рассказал Алексей Мун, директор департамента культуры и образования Нижегородского корейского центра, который выступил организатором фестиваля. Фестиваль корейской культуры – не только про еду. К примеру, кинозал на 300 человек в ТРК «Небо», где проходил бесплатный показ фильма южнокорейского производства, был забит до отказа. «Такой заполняемости не ожидало даже руководство киноплощадки», – признался Алексей. Танцуем кей-поп Интерес к кухне, кинематографу, музыке, к корейской культуре сегодня в Нижнем Новгороде и в России в целом действительно огромен. «Мне подруга показала клип BTS (южнокорейский бойз-бенд, – прим. авт.), и понеслось, – рассказала 16‑летняя Кристина. – Я стала фанаткой кей-поп (музыкальный жанр, возникший в Южной Корее, – прим. авт.). Мы собираемся вместе с подругами и разучиваем танцы по клипам южнокорейских музыкальных групп». Вике – 33. И пока её подруги млеют от турецких сериалов, Вика запоем смотрит южнокорейские дорамы. «Дорамы в несколько раз короче тех же турецких сериалов, чаще всего не более 16 серий, это удобно, – рассказала Вика. – Мне нравится наивность дорам. Ты как будто смотришь сказку, в которой с вероятностью 99% будет счастливый финал. Это помогает оторваться от мыслей о проблемах в реальной жизни, расслабиться. Наконец, и мужчины, и женщины в корейских сериалах – как с картинки, приятно смотреть». Увлечение Полины южнокорейскими дорамами привело девушку ещё дальше. «Сначала я начала смотреть дорамы, а сейчас учу корейский язык и изучаю возможности миграции в Южную Корею», – признаётся она. За первый месяц южнокорейская «Игра в кальмара» набрала 111 млн просмотров. Корейская волна Но такая ситуация не только в России – ещё раньше кореямания захватила другие страны. В 2021 году Оксфордский словарь английского языка добавил в последнее издание корейское слово «халлю», что переводится как «корейская волна». Это слово означает рост популярности всего корейского: музыки, игр, моды, товаров, кухни и культуры. Корейская волна стала накрывать мир с конца 1990‑х – начала 2000‑х. Начало положил кинематограф: дорамы одинаково увлекли зрителей на Западе и на Востоке. В Россию увлечение кинематографом, музыкой и в целом современной культурой Южной Кореи пришло в 2010‑е годы. Многие помнят вирусный трек исполнителя PSY «Гангам стайл» и клип на него. Образ PSY далёк от современных южнокорейских айдолов, как называют молодых азиатских поп-звёзд, но определённо проложил им дорогу. Свою лепту внесли видеохостинги и социальные сети, где вирусились южнокорейские видео, а также стриминговые сервисы, которые начали закупать и продвигать азиатское кино и сериалы. В 2019 году южнокорейский полнометражный фильм «Паразиты» стал первой в истории неанглоязычной картиной, взявшей главный «Окскар» за звание лучшего фильма года. А ещё через два года южнокорейский сериал «Игра в кальмара» стал одним из самых популярных шоу во всём мире. И вот уже следом по всей планете, в том числе в России, становится всё более популярна корейская кухня. Сегодня и в Нижнем Новгороде есть сразу несколько кафе и ресторанов, где можно отведать кимчи (маринованная капуста), токпокки (клейкие рисовые палочки), рамён (лапша), омук (рыбная лепёшка) и другие блюда, которые популярны у корейцев. Пока айдолы шлифуют внешность с помощью пластических хирургов, чтобы стать более привлекательными для западного зрителя, производители косметики уверяют, что приблизится к идеалу можно с помощью чудодейственной корейской косметики. По данным агентства Yonhap, последние 10 лет корейский бьюти-рынок входит в десятку крупнейших в мире. Согласно докладу «Мировая статистика Халлю за 2021 год», количество поклонников корейской культуры по всему миру превысило 150 миллионов человек. В чём же секрет? Бренд страны «Корейская волна», говорят эксперты, не случайность, а результат последовательных действий правительства Южной Кореи, которое сделало ставку на сферу шоу-бизнеса. «Для Республики Корея, не имеющей богатых природных ресурсов, чья экономика основывается на экспорте, крайне необходимо повышение статуса бренда страны», – писал ещё в 2010 году бывший аспирант СПбГУ, профессор университета «Тангук» Хам Ёнчжун. Правда, чтобы сформировать такой бренд, стране пришлось преодолеть серьёзные испытания. По словам социолога Александра Прудника, в основе энергичного продвижения корейской культуры и экономики по всему миру лежит очень трагичная судьба Кореи и корейского народа в ХХ веке: оккупация Японией, в результате которой корейская нация стояла на грани исчезновения, участие во Второй Мировой войне в составе Японской империи, кровопролитная гражданская война, которая разделила корейский народ и обратила Корею в отсталое нищее государство. «Ни у кого не было надежды, что страна когда-нибудь поднимется, – говорит Александр Прудник. – Но именно политическая воля корейской элиты, прежде всего южнокорейской элиты, была настолько мотивирована предыдущим униженным положением Кореи, настолько высоко было стремление восстановить гордое имя корейцев, что это стало национальной идеей Южной Кореи. Все силы были брошены, во‑первых, на восстановление экономки; во‑вторых, на развитие именно корейской культуры и её экспорт. Причём корейцы пустили на экспорт не предания старины глубокой, а сразу же подключились к самым последним мировым трендам». В результате корейское массовое искусство стало восприниматься как что-то современное, модное. Впрочем, мода – изменчивая штука. Перерастёт ли увлечение корейской культурой в настоящую любовь к ней, покажет время.

Мода на корейскую культуру захватила мир
© Нижегородская правда