Войти в почту

«Фигаро», «Комната Адлера» и «Чагин»: три новые постановки в столичных театрах, которые стоит увидеть

Обаятельный плут вновь перехитрит ревнивого графа

«Фигаро», «Комната Адлера» и «Чагин»: три новые постановки в столичных театрах, которые стоит увидеть
© Вечерняя Москва

В Театре на Таганке режиссер Денис Бокурадзе поставил спектакль «Фигаро». В современной версии известной пьесы Пьера Бомарше сыграли Лариса Долина и Ирина Апексимова.

Резкий, смелый и очень стильный — так можно было бы описать премьерный спектакль, который своей дерзостью вполне соответствует эстетике Театра на Таганке.

Оригинального текста пьесы здесь не услышать — стихи, да и музыка были созданы современными авторами по мотивам сюжета Бомарше. Роскоши и блеска XVIII века ждать тоже не стоит. Убранство замка тут лишено изящных деталей — только грубая стена, прорезанная множеством дверей, ведущих в одно условное пространство. Реквизита тоже не будет, он не поможет понять, где происходит действие — в саду ли, в спальне графини ли (Ирина Апексимова), или в комнате Сюзанны (Анастасия Лазукина). Но лаконичность сценографии, созданной художником Виктором Никоненко, совершенно точно можно отнести к достоинствам спектакля. И артисты одеты только в черное, костюмам не удается отвлечь зрителя на себя, все внимание приковано к самой игре.

Типажи, показанные в «Фигаро», кажутся удивительно современными — жеманный истеричный ревнивец граф Альмавива (Игорь Ларин), кажется, может спокойно затеряться на улочках современной Москвы. Восторг у зрителей вызывает и Марселина (Лариса Долина) — уверенная в себе красавица, не останавливающаяся ни перед какими преградами, чтобы выйти замуж. Кстати, для певицы есть и роль камео — она перевоплощается в приглашенную в замок артистку и исполняет джазовую арию. В спектакле это органично, ведь подобная музыка, которую играет живой оркестр, является главным инструментом выражения чувств героев.

Пьесу часто ставят как легкий водевиль или оперетту. Но композитор Алексей Плаксин, создавая современную версию, добавил красок. Здесь Фигаро (Роман Колотухин) читает рэп, арии, в том числе и дуэт графини и Марселины, звучат джазовыми мотивами, а некоторые соло-партии персонажи исполняют как настоящие звезды рок-сцены. Кроме того, решения автора музыки содержат множество узнаваемых отсылок — так, Марселина исполнит арию Кармен, а графиня будет разговаривать с мужем под узнаваемую мелодию песни «Позвони мне, позвони», а после реплики «он уехал прочь» музыкант на аккордеоне начинает наигрывать «Электричку» Алены Апиной. Игра с ассоциациями зрителя забавна и комична.

Смешит здесь и еще один известный прием — пару раз артисты выходят из образов, называя друг друга реальными именами, или же вдруг меняют патетические интонации на вполне себе бытовые, чем как бы разрушают четвертую стену.

Благодаря современному стихотворному тексту, который написал специально для постановки заслуженный артист России Николай Денисов, создателям спектакля удалось расставить новые смысловые акценты. Так, рэп-исповедь Фигаро, ребенком брошенного родителями и вынужденного самостоятельно искать место под солнцем в сложном мире, становится главной трагической сценой всего спектакля.

За любовными коллизиями и смешными положениями наблюдать, безусловно, интересно всегда, однако образ хитроумного слуги, в душе которого сокрыта глубокая драма, поражает накалом страстей и неожиданной серьезностью, помогая по-другому взглянуть на героя, уже давно ставшего символом веселого плутовства. Актуальность лексики усиливает этот эпизод.

Несмотря на интриги, конечно, порядок в замке восстановится, и герои воссоединятся с возлюбленными. Главной идеей спектакля же станет простая мысль, что любому браку порой нужна встряска, а женщинам не стоит полностью растворяться в любви.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Денис Бокурадзе, режиссер:

— В первую очередь это спектакль о любви и желании соединиться со своей второй половиной, которое заставляет совершать невероятные вещи. Конечно, здесь есть гротеск и игра сегодняшних артистов в те далекие обстоятельства. Есть некое утрирование и такие приемы, когда они выходят из образов, говорят о сегодняшнем дне и снова ныряют в ту же историю. Есть моменты, где актер и персонаж пересекаются. В нашем спектакле все перемешано, и нет четвертой стены.

Проклятие помнить все, или Как важно научиться забывать

В «Современнике» состоялась премьера спектакля «Чагин» по одноименной книге Евгения Водолазкина о человеке, который помнит каждую минуту собственной жизни. Режиссером постановки стал Сергей Тонышев.

Камерное пространство Другой сцены заполнено коробками — сразу вспоминается визуальный образ, который часто используется психологами. Аллегория сознания, где все воспоминания хранятся, разложенные по ящичкам, становится центральным элементом сценографии. Однако герои точно знают, что где находится, — открывая коробки, они достают предметы, которые как будто возвращают их в нужный период жизни. Например, легко открыв, как дверь, большую коробку, друг главного героя, артист Эдвард Григ (Илья Лыков), показывает зрителям тесную гримерку, которую он делил с главным героем.

Исидор Чагин (Семен Шомин) обладает феноменальной памятью. Этот дар становится для него тяжелейшим проклятьем — он не может забыть ничего, в его памяти до мельчайших деталей сохраняется все, что он пережил, все потери, все секунды, проведенные с любимой, с которой расстался. Что такое воспоминания, и то, как мы воспринимаем произошедшее, — вот что является лейтмотивом на протяжении всего спектакля. Герои рассказывают одну и ту же историю совершенно по-разному, подчеркивая все новые и новые грани в прошлом.

Они свободно путешествуют сквозь время, а артисты легко играют с возрастом, мгновенно переключаясь и изображая то дряхлых стариков, то пышущих здоровьем юношей, то разочарованных в жизни людей средних лет.

Прошлое своевольно вторгается в жизнь Чагина всегда, даже когда пространство кажется ему уютным и безопасным. Так, коробочные стены варьете, где он работает мнемонистом, вдруг раздвигает огромное бревно — когда-то Исидор, сам того не желая, был виноват в том, что Вельского (Анатолий Кармановский) отправили в лагерь за антисоветскую деятельность.

Проклятие того греха, совершенного наивным юношей, и становится причиной краха всей его жизни — от него уходит любимая девушка (Анастасия Кутявина).

— Чагин для меня стал поворотной ролью в творческой биографии, — рассказал Семен Шомин. — Сейчас для меня этот герой является своеобразным мерилом жизни — я часто сравниваю себя с ним и думаю, как бы он поступил в той или иной ситуации.

Молодой артист готовился к роли весьма основательно, изучал выступления мнемонистов, запоминающих огромные объемы информации, разбирался в особенностях их психологии, чтобы сделать образ не только художественным, но и достоверным. При всей драматичности судьбы гениального Чагина в спектакле есть место не только экзистенциальным размышлениям, но и комичным ситуациям — как и в жизни, часто грустное соседствует со смешным. Любовная история Исидора и Эдварда с двумя близняшками-актрисами показана удивительно смешной, но при этом навевает ассоциацию с «Гамлетом». Вместо молодых девушек выступают просто шляпные болванки, а их образы оживают в пластике артиста Ильи Лыкова, ведь именно его персонаж рассказывает историю жизни своего гениального друга.

Главной темой спектакля становится сравнение двух жизней — «как мечталось» и «как сложилось». Невозможность порой справиться с обстоятельствами, случаи, которые переворачивают все с ног на голову, — только в конце жизни героям удается обернуться назад, оценить свой путь, но когда они были молодыми и горячими, их взгляд не мог быть столь отстраненным.

Книга как таковая здесь не только основа спектакля, но и метафизический символ, ведь порой кажется, что все персонажи не проживают такую сложную, насыщенную жизнь, а лишь читают книгу о самих себе, и в их воображении явственно оживают прочитанные главы...

КСТАТИ

Евгений Водолазкин — писатель и филолог, лауреат литературных премий «Ясная Поляна», «Большая книга», Дублинской премии и Премии Александра Солженицына. Спектакли по его произведениям идут во многих московских театрах: «Близкие друзья» в «Сатириконе», «Лавр» в Новом театре Эдуарда Боякова и «Авиатор » в «Школе современной пьесы». В конце 2023 года запланирован выход фильма «Авиатор», режиссером которого стал Данила Козловский.

Дуэль интеллектов: кто выйдет на белый свет из темной комнаты

Театр Ермоловой представил премьеру «Комната Адлера» Леры Сурковой. На сцене двое — художественный руководитель Олег Меньшиков и Евгений Ткачук.

Каковы ваши «палаты разума», когда закрываете глаза? Мои, как и у одного из персонажей, — коридор со множеством дверей. Правда, за ними воспоминания, а у героя — личности, которые самовольно вырываются на свет и управляют сознанием. Пьеса, созданная для Театра Ермоловой, строится вокруг работы психотерапевта Адлера (не того, что ученик Фрейда с идеей о воле к власти) и преступника с диссоциативным расстройством личности Ивана (вспомним историю Билли Миллигана). Действие происходит в одной «комнате» — на сцене со столом, стульями и видеоэкранами. Есть ли что-то вне этого пространства, зрителям не показано.

Впрочем, вырваться за пределы коробки отчаянно пытается альтер-эго Ивана, которого играет Евгений Ткачук. Он изображает не один характер, а сразу несколько — художника и десантника, ребенка и женщину, мигранта, пастора и других... Органичность переключений между личностями по-настоящему трогает. Одно дело читать, представляя, или видеть на экране, наблюдая за монтажом. Другое — когда подобное происходит в твоем присутствии, и меняется энергетика человека.

Но в комнате Адлера наблюдатель один — сам доктор, в образе которого Олег Меньшиков. У специалиста не было ни одной ошибки, и теперь он хочет добраться до носителя, Ивана, и собрать все его субличности воедино. Главное — самому не попасть в силки того, кого ловишь. Ведь зачастую обратная сторона намерения контролировать — готовность подчиняться.

Постепенно сомневаться начинаешь во всем — шрам от ожога на ладони, золотистый ретривер дома, взлетная полоса — есть они или это лишь грезы, пустые слова.

Но как доктор видит разным своего пациента в ответ на всевозможные приемы, так и зрители — каждый увидит спектакль о своем. Кому-то войдет в сердце идея о том, что Бог — это 8 миллиардов личностей, уравновешивающих друг друга (и вспомнится жертва Христа). Другой вдохнет мысль о свободе, в которой невыносимо находиться, если привык жить на привязи.

Третий станет размышлять над тем, как филигранно надо создавать и снимать напряжение, чтобы развить покорность. А кто-то точно вспомнит факт, что если и «убивать дракона», то в каждом.

В любом случае, когда два столь непохожих таланта встречаются на одной сцене, — это интересно. Актерская игра тут привлекает куда больше внимания, чем ухищрения с прямой трансляцией, мебелью разных размеров, конструкциями из ремней... Но главное ведь не что перед тобой (карандаш или нож?), а как ты это воспринимаешь. Смотреть, слушать, переживать «Комнату Адлера» любопытно — она позволяет зрителям заглянуть в самих себя.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Анастасия Букреева, драматург:

— Это одна из самых сложных и любимых историй, которые у меня были. Погружаться в материал было так интересно, что я не успела по-хорошему испугаться, а это был настоящий квест для драматурга. «Комната Адлера» на несколько месяцев стала буквально моей защитой и опорой, настоящей крепостью. Она писалась в основном интуитивно и с настоящим удовольствием. Мне не пришлось уговаривать себя ни разу, чтобы сесть за стол и написать новую сцену. Я засыпала в комнате Адлера и просыпалась в ней.