Войти в почту

Хор афроамериканцев спел Рахманинова посреди Нью-Йорка. Почему?

Нельзя сказать, что произведения Рахманинова в США попали под запрет - может быть, кто-нибудь кривится, но все-таки политика отмены культуры не коснулась великого русского композитора. На днях в Нью-Йорке 150-летие маэстро большим концертом отметил знаменитый Филадельфийский оркестр. И это тоже стало событием.

Хор афроамериканцев спел Рахманинова посреди Нью-Йорка. Почему?
© Российская Газета

Сегодня уже мало кто вспоминает, что свою популярность в ХХ веке этот коллектив завоевал когда-то, в том числе, благодаря броскому и певучему имени Rachmaninoff на афишах оркестра. Любовь музыкантов с композитором была взаимной - сам Сергей Васильевич называл Филадельфийский оркестр величайшим в мире.

И вот теперь на концерте, прошедшем в Карнеги-холле (Рахманинов, надо напомнить, сотрудничал с главной сценой Нью-Йорка более 30 лет) оркестр исполнял, как уверяют сами музыканты, "два самых важных произведения маэстро". Прежде всего - "Симфонические танцы", которые композитор посвятил Филадельфийскому оркестру: премьера прошла в январе 1941 года, за несколько дней до нью-йоркской премьеры в Карнеги-холле. Второе произведение - Симфонию № 2 - выбрали тоже неслучайно. Все с тем же Филадельфийским оркестром Рахманинов исполнял симфонию все в том же Карнеги-холле.

Нынешний концерт сенсацией не стал - в сегодняшнем смысле: скандалов не было. Была великая музыка, было блестящее исполнение, были оглушительные овации.

А вот концерт, прошедший 21 октября, всего через несколько дней после выступления Филадельфийского оркестра, в том же Карнеги-холле взбудоражил весь мир. По крайней мере, виртуальный. И все благодаря опубликованному в Сети видео - первую часть "Всенощного бдения" Рахманинова на этих кадрах исполняют афроамериканцы. Комментарии встречаются такие: "Дух захватывает от такого сочетания!"

Действительно, впечатляет - и сами исполнителя явно рассчитывали на такой эффект. 50 молодых темнокожих солистов и солисток в красивых концертных костюмах (лазурный цвет платьев - будто с русских икон, черное-белые мужские одеяния - будто расцветка клавиш), заняв практически все пространство сцены, исполняют на русском языке одну из самых красивых и мощных музыкальных композиций среди всех, когда-либо созданных человечеством.

"Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу", - поет хор афроамериканцев. Акцент не имеет значения. Знаменные напевы им удались. И да, зал не смолкал больше пяти минут. Так уверяют очевидцы.

Жаль, в Сети доступен только фрагмент выступления. Но, судя даже по отрывку, многие смотрели бы это видео бесконечно.

В чем дело? Только в том, что рахманиновскую Вечернюю исполнили афроамериканцы - отсюда такая популярность ролика? Любопытно вот что - Рахманинов написал "Всенощное бдение" в начале Первой мировой войны. Мир на краю бездны, боль за судьбу Родины - все это есть в произведении Рахманинова, обратившегося в те дни к корням русской музыкальной культуры. И эта музыка, пережившая не одну мировую катастрофу, прозвучала сегодня в центре Нью-Йорка из уст афроамериканцев - как молитва о мире. Молитва, понятная миру.

Фото: msuchoir.org

Совсем не просто дежурно спели в честь юбилея классика. Кто они, покорившие вместе с русским Рахманиновым Сеть всего за считанные часы?

Хор Госуниверситета Моргана (Morgan State University) - один из самых престижных студенческих хоров в мире. Выступал с престижными оркестрами, в числе которых Филадельфийский, Чикагский, Нью-Йоркский и Национальный симфонический. Объездил весь мир. Бывал в России, где его встречали с распростертыми объятиями: всем, кто с любовью к нам - мы рады.

Рахманинова хор исполняет часто, особенно на своих популярных Рождественских вечерах - на них американцы ходят семьями, как россияне в новогодние дни на "Щелкунчика".

Однако на субботнем концерте в Нью-Йорке выступил не только афроамериканский хор. Блистали и молодые солисты из Хьюстон Гранд Опера. Всех их собрал на одной сцене президент Фонда культурного обмена, главный дирижер Нью-Йорк Сити Опера Константин Орбелян.

"Я хотел показать, - объяснил дирижер журналистам, - насколько культура Америки пропитана музыкой Рахманинова. Можно напомнить фильм с Мэрилин Монро "Зуд седьмого года", можно вспомнить многие фильмы, где звучит 18-я вариация Рапсодии на тему Паганини. Люди в Америке, может, и не знают, что это сочинения Рахманинова, но наше сознание пропитано этой музыкой".

Молодые артисты исполняли рахманиновские "хиты", знакомые многим ценителям: арии из "Алеко", "Франчески да Римини" и "Скупого рыцаря". Среди исполнителей были Диана Скавронская (сопрано), Елизавета Улахович (сопрано), Дмитрий Юдин (фортепиано), Кристина Рейко Купер (виолончель), Майя Гонсалес (сопрано), Бен Стронг (бас-баритон). Всего в афише 15 исполнителей, не считая университетского хора.

У организаторов, конечно же, спросили на концерте: а как же "отмена русских композиторов"? "Это невозможно", - незатейливо ответил Орбелян. И рассказал, что в ближайшее время концерты, посвященные 150-летию со дня рождения Рахманинова, проедут по всем Штатам - из Сан-Франциско в Лос-Анджелес, из Далласа в Хьюстон, из Бостона и Чикаго в Вашингтон.