Войти в почту

«Кому впору заячий тулупчик»: в Малом театре показали «Капитанскую дочку»

В Малом театре показали «Капитанскую дочку» по повести А. С. Пушкина, знакомой нам еще из школьной программы. Постановку в академическом театре доверили молодому режиссеру Станиславу Сошникову.

«Кому впору заячий тулупчик»: в Малом театре показали «Капитанскую дочку»
© Вечерняя Москва

— «Береги честь смолоду» — эта пословица-эпиграф к повести, стала отправной точкой для работы над спектаклем, — говорит режиссер. — Путь взросления Петра Андреевича Гринtва от «недоросля» до храброго почтенного мужа тернист, судьба не раз испытывает его, но он, движимый подлинным чувством любви к Маше, приобретает стойкость и сохраняет достоинство. Мне кажется, что очень важно сегодня говорить с молодым поколением о таких важных вневременных темах, как смелость, верность долгу и себе, говорить без напыщенности — просто и ненавязчиво, при этом полностью следуя музыке пушкинского слога.

Именно так и поставлен спектакль: просто, лаконично, без пафоса и напыщенности, аккуратно и бережно транслируя в зал пушкинское слово и мысль. Роль снежной вьюги тут играет колышащийся белый занавес. Белогорская крепость предстает уютным деревянным домиком с антресолями (художник-постановщик Мария Утробина). А герои повести здесь вполне узнаваемы и в своем комизме, и в своем героизме.

Вот Савельич (Алексей Коновалов). Трогательный в своей беспримерной преданности «барину», заботливый, как мамка, он как будто сошел со страниц пушкинской повести. Как, впрочем, и негодяй Швабрин у Максима Хрусталева: внешне статный, но циничный и лицемерный приспособленец.

А вот Петр Андреевич Гринев у Максима Путинцева, пожалуй, более мягок, чем у Пушкина. Ему приходится постоянно напоминать о своей «дворянской косточке». Апофеоз отношений этих антагонистов — их виртуозная дуэль на шпагах, в которой Швабрин ранит Гринева

Чета же Мироновых — Ивана Кузьмича (Александр Титоренко) и Василисы Егоровны (Алена Колесникова) — вполне традиционна в своей патриархальности и вызывает добрый смех в зале, заполненном в основном школьниками. Нежная Маша, которую играет Алина Колесникова, тоже вполне традиционна как воспитанная дворянская девушка (правда, без косы, но с распущенной гривой).

Несколько неожиданный Пугачев (Александр Волков). Высокий, резкий, без бороды, в черном и блестящем, он напоминает сегодняшнюю рок-звезду, поднявшую бунт против затхлого социума. Так и просится в его руки не топор, а гитара... Возможно, это так и задумано постановщиком.

Хеппи-энд, который так любил Пушкин, в финале вырастает до высокой метафоры: Гринев и Маша, соединенные доброй волей Екатерины Второй (Светлана Аманова), сливаются высоко в поцелуе под нежными снежинками... Негодяи наказаны, дикий Пугачев казнен, бунт подавлен, царский трон устоял, жизнь продолжается.

Этим спектаклем Малый театр еще раз напоминает юному поколению, что, во-первых, классика жива. Во-вторых, долг и честь — не пустые слова и сейчас. Особенно для военного сословия. Не зря же Николай Гоголь увидел в этой повести Пушкина тогда «истинно русские характеры <...> простое величие простых людей».