Войти в почту

Кристиан Тилеман: новый музыкальный руководитель Берлинской оперы

27 сентября 2023 Попечительский совет Фонда Берлинской оперы утвердил контракт с дирижером . С 1 сентября 2024 Тилеман вступит в должность генеральмузикдиректора Берлинской оперы и сменит на этом посту почетного гражданина Берлина . В настоящее время Тилеман – главный дирижер Саксонской государственной капеллы в Дрездене. В 2013-2022 он занимал пост художественного руководителя Зальцбургского Пасхального фестиваля, с 2015 по 2020 был музыкальным руководителем Байройтского фестиваля. Комментируя свое новое назначение, Тилеман подчеркнул, что у Берлинской оперы – «давние славные традиции», как и у Берлинской государственной капеллы, «с которой у меня особая музыкальная близость». «Я рад вернуться в свой родной город и вместе с Элизабет Соботкой (художественным руководителем Staatsoper Unter den Linden с сезона 2024/25. – «МО») возглавить, в будущем, оперный дом. Я бесконечно благодарен Даниэлю Баренбойму, которого я знаю и которым восхищаюсь уже более 40 лет, за его прекрасную работу и постоянную поддержку», – сказал дирижер. Элизабет Соботка назвала Кристиана Тилемана «одним из самых выдающихся дирижеров нашего времени» и «гарантом дальнейшего развития Берлинской оперы и Берлинской государственной капеллы», перед которыми «в эпоху социальных перемен и кризиса стоят большие задачи и вызовы». «Я знаю Кристиана Тилемана с тех пор, как он, будучи еще молодым человеком, стал моим ассистентом в Deutsche Oper. Уже тогда был очевиден его экстраординарный музыкальный талант. С того времени Кристиан Тилеман превратился в одного из выдающихся дирижеров современности. Я рад, что теперь он возглавит Берлинскую оперу и Берлинскую Штаатскапеллу в качестве генеральмузикдиректора. Я управлял этим театром и этим оркестром более 30 лет и уверен, что под руководством Кристиана Тилемана они сохранят свое исключительное положение в берлинской и международной музыкальной жизни. Желаю Кристиану Тилеману и будущему художественному руководителю Элизабет Соботке плодотворного и заинтересованного сотрудничества, удачи и мастерства в управлении оперным домом. Полон предвкушения того, что нас ждет впереди!» – сказал Даниэль Баренбойм. О том, что Баренбойм покидает Берлинскую оперу стало известно в январе 2023. Причиной своего ухода из театра 80-летний дирижер назвал значительное ухудшение здоровья. 15 ноября 2022 – в юбилейный день рождения Даниэля Баренбойма – в Большом зале Берлинской филармонии планировался концерт с участием Баренбойма и Staatskapelle Berlin под управлением Зубина Меты. Но концерт отменили из-за болезни Баренбойма, о которой не раз сообщалось в прессе (в мае, октябре и ноябре 2022). В качестве возможного преемника маэстро немецкая пресса называла Кристиана Тилемана, приглашенного дирижировать в Берлинской государственной опере вагнеровским «Кольцом нибелунга» (сезон 2022/23; режиссер и сценограф – ). Кроме того, Тилеман заменил Баренбойма в азиатском туре Берлинской государственной капеллы. Кристиан Тилеман родился 1 апреля 1959 в Берлине. Обучался в Высшей школе музыки имени Ханса Эйслера (альт, фортепиано), брал уроки композиции и дирижирования. С 1978 концертмейстер (ассистент дирижера) в Немецкой опере в Берлине (в 1997-2004 музыкальный директор) и ассистент Герберта фон Караяна в Берлинском филармоническом оркестре. Работал в Гельзенкирхене, Карлсруэ, Ганновере, Дюссельдорфе, Вене. В 1988 стал музыкальным руководителем Государственного театра в Нюрнберге. Главный дирижер Мюнхенского филармонического оркестра (2004-2011). С 2012 – главный дирижер Саксонской государственной капеллы в Дрездене (контракт истекает в 2024). Дирижирует спектаклями Дрезденской оперы. Художественный руководитель Зальцбургского Пасхального фестиваля (2013-2022). С 2000 ежегодно выступал на Вагнеровском фестивале в Байройте, музыкальный советник (2010-2015), музыкальный руководитель (2015-2020). Сотрудничал с ведущими оркестрами и театрами Европы, США, Израиля и Азии, в том числе Берлинским и Венским филармоническими оркестрами, в 2019 провел новогодний концерт Венского филармонического оркестра (в планах концерт в 2024), Филадельфийским оркестром, лондонским оркестром «Филармония», Венской и Берлинской государственными операми, Метрополитен опера в Нью-Йорке, Лирической оперой в Чикаго, лондонском Ковент-Гарден. В репертуаре дирижера – произведения разных жанров и эпох, от Иоганна до Хенце, Вольфганга Рима и Софии Губайдулиной. Почетный доктор и член европейских академий и университетов. Награжден орденом «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия», премиями общественных организаций. Даниэль Баренбойм родился 15 ноября 1942 в Буэнос-Айресе в семье выходцев из России. Занимался музыкой с 5 лет. Первый концерт дал в родном городе в 7 лет, в 10-летнем возрасте переехал с семьей в Израиль. В 1955-1956 учился в Париже у Нади Буланже, тогда же дебютировал в США. В 1960 впервые исполнил полный цикл сонат Бетховена, до сих пор остающийся его визитной карточкой пианиста; двумя годами позже дебютировал как дирижер. В 1967 женился на виолончелистке Жаклин дю Пре, записал с Отто Клемперером все фортепианные концерты Бетховена. В 1969 впервые стал за пульт Берлинского филармонического оркестра; тогда же впервые аккомпанировал Дитриху Фишеру-Дискау, с которым впоследствии активно сотрудничал. В 1970 дебютировал за пультом Чикагского симфонического оркестра. В 1973 впервые дирижировал оперой («Дон Жуан» Моцарта в Эдинбурге). В 1975-1989 возглавлял Парижский оркестр, обогатив его репертуар современной музыкой. В 1981 дебютировал на фестивале в Байройте, зарекомендовав себя как одного из лучших вагнеровских дирижеров мира. В 1991 возглавил Чикагский симфонический оркестр. С 1992 по 31 января 2023 был музыкальным директором Берлинской государственной оперы, с оркестром которой осуществил запись полного цикла бетховенских симфоний, вышедшего в 1999. Тогда же маэстро создал оркестр «Западно-восточный диван». Идею ансамбля, где играли бы бок о бок молодые музыканты из разных стран Ближнего Востока, вместе с Баренбоймом разрабатывал журналист и социолог Эдвард Саид. Музыканты из Египта, Сирии, Ливана, Иордании, Туниса и Израиля составили коллектив, пропагандирующий идею взаимопроникновения национальных культур. С 2006 – приглашенный руководитель оркестра миланского театра «Ла Скала», с 2011 по 2014 – главный дирижер и музыкальный руководитель этого театра. В 2014 началось строительство Академии Баренбойма-Саида в Берлине. В рамках совместного проекта, разработанного Баренбоймом с палестино-американским литературоведом Эдвардом Саидом, академия создавалась как место для изучения музыки и гуманитарных наук в Берлине для молодых студентов-музыкантов из арабского мира и Израиля. Академия открылась 8 декабря 2016. В 2017 при Академии открылся концертный зал Пьера Булеза, спроектированный архитектором . В 2020 Баренбойм курировал цифровой фестиваль новой музыки «Distance / Intimacy» с флейтистом Эммануэлем Паю в зале Пьера Булеза. По их приглашению десять современных композиторов, среди которых Йорг Видманн, и Маттиас Пинчер, представили новые произведения, связанные с пандемией COVID-19. С 1988 Баренбойм женат на пианистке (дочери ), с которой нередко выступает в дуэте. Почетный доктор нескольких университетов, обладатель ряда премий и наград, среди которых: Большой крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (2002); Командор Ордена Почетного легиона (2007); премия (2003); премия (2005); премия Эрнста фон (2006); Премия Герберта фон Караяна (2010). Шестикратный лауреат «Грэмми». Берлинская государственная опера: сезон 2023/24 Театр в новом сезоне планирует семь новых оперных постановок, из них три – мировые премьеры. 3 октября 2023 – «Аида» в постановке Каликсто Биейто. Музыкальный руководитель и дирижер – . В главных партиях: , , , , . 19 ноября – «Медея» Марка-Антуана Шарпантье в постановке под музыкальным руководством . Солисты: , Рейнуд ван Мехелен, Лука Титтото, Кэролайн Сэмпсон. 4 февраля 2024 – Антонина Дворжака. Постановка венгенрского режиссера Корнель Мундруцо. Музыкальное руководство – . В главных партиях: Кристиана Карг, , Мика Карес, Анна Кишшудит, . 2 июня – «Хованщина» в постановке Клауса Гута. Музыкальный руководитель – Саймон Янг. Солисты: Мика Карес, , Ферруччо Фурланетто, , Стефан Рюгамер. В афише театра три мировые премьеры: 13 октября 2023 – мировая премьера постановки «Don’t you Nomi?» дирижера Романа Лемберга и режиссера Юлии Львовски – проект-биография, посвященный немецкому контратенору . В главной партии – немецкий контратенор Нильс Вандерер. 6 января 2024 – «Вневременный момент» на музыку и Тристана Мюрая для фортепиано соло. Режиссер и сценограф – Сильвия Коста. Партия фортепиано – Ален Франко. 30 июня 2024 – мировая премьера оперы французского спектралиста Марка-Андре Дальбави «Меланхолия сопротивления» по одноименному сюрреалистическому роману венгерского писателя Ласло Краснахоркаи. Режиссер – Давид Мартон. Музыкальный руководитель – Мари Жаку. В составе солистов – , Таня Ариан Баумгартнер, Маттиас Клинк. «МО» Венские т леманики. В Москве прозвучали все симфонии Бетховена в исполнении оркестра Венской филармонии под управлением К. Тилемана. 20 – 24 ноября 2013, Концертный зал им. Чайковского «МО» № 12 (363) 2013 «Музыкальное обозрение» в социальных сетях Дорогие нашилчитате`и, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово. ПОДДЕРЖАТЬПОДПИСАТЬСЯ

Запись Кристиан Тилеман: новый музыкальный руководитель Берлинской оперы впервые появилась Музыкальное обозрение.