Войти в почту

Международный виолончельный фестиваль Vivacello открылся в пятнадцатый раз

В Московской филармонии стартовал виолончельный форум, который под руководством его арт-директора, виолончелиста с мировым именем Бориса Андрианова успешно проходит на столичных площадках.

Международный виолончельный фестиваль Vivacello открылся в пятнадцатый раз
© Российская Газета

Vivacello можно без преувеличения назвать грандиозным праздником виолончельной музыки: этот инструмент звучит на фестивале и соло, и в дуэтах, в составе джаз-бенда и симфонического оркестра. Организаторы проекта - культурно-благотворительный фонд "U-Art: Ты и искусство" - объединяют под своим крылом выдающихся исполнителей, интерпретаторов виолончельной музыки разных эпох. В этом году фестиваль посвящен 100-летию великого музыканта и педагога Даниила Шафрана.

Отправной точкой этого путешествия под девизом "да здравствует виолончель" стал концерт-открытие. В первом отделении публике представили пьесу, написанную специально для фестиваля. Ее автор - композитор из Узбекистана Азиза Садыкова уже много лет живет в Берлине и создает музыку для ведущих европейских оркестров. В Москве ее сочинение "Ангел света" исполнили Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением дирижера Дениса Лотоева. Воспитанники маэстро Владимира Федосеева, так и не появившегося этим вечером на сцене (в буклете его имя стояло в программе) мастерски справились со своей непростой задачей - все же этот коллектив очень редко берется за партитуры современных композиторов. Симфоническая фреска Садыковой, близкая во многом по стилистике Софии Губайдулиной (она начинается также с похожего "трубного гласа") была буквально усеяна авангардными приемами звукоизвлечения, диссонансами и прочими завоеваниями современной академической музыки. Сквозь эту звуковую пучину уверенно прорывался лирический голос виолончели Бориса Андрианова, воспроизводившего выразительные певучие монологи. В коде "Ангела света" внезапно появился настоящий ангел в лице актрисы Екатерины Дар, которая зачитала фрагмент из "Песенки о солдатских сапогах" Булата Окуджавы. Трудно сказать, для чего автору было необходимо включить партию чтеца в последние такты своего опуса - с точки зрения драматургии это выглядело странно - однако нельзя не признать, что такой финал вышел весьма эффектным.

Борис Андрианов также солировал в виолончельной фантазии Мечислава Вайнберга - откровенно романтическом, но сдержанным по характеру цикле, в котором тембр виолончели был окрашен в самые разные цвета. Эстафету худрука Vivacello подхватили его коллеги Александр Рамм и Николай Шугаев. В концерте для двух виолончелей с оркестром Джорджо Федерико Гедини с поэтическим названием "Роща вязов" соло инструменты словно прятались в тени оркестра, их голоса можно было различить с трудом (но виртуозную и свободную манеру игры слаженного дуэта скрыть было невозможно). Впрочем, один из номеров программы позволил соло виолончели немного отдохнуть. БСО имени Чайковского с блеском представили сюиту из музыки к эстрадно-цирковому представлению Шостаковича "Условно убитый" в аранжировке Саймона Макберни - юмористическую, полную курьезных звуковых эффектов партитуру, напоминающую смесь джаза с мюзик-холлом. Также на открытии Vivacello случились два важных торжественных события. В самом начале концерта БСО почтили память скончавшегося в тот день маэстро Юрия Темирканова, исполнив Элегию из "Серенады для струнного оркестра" Чайковского. А в конце первого отделения Борис Андрианов вручил молодому виолончелисту Чен Ици премию "Большие надежды", которую фестиваль учредил в 2021 году в память о молодой артистке из Казани Кате Титовой.