Войти в почту

Наталья Сергунина: Более 110 школ и колледжей искусств Москвы обучают народному творчеству

Русский национальный фольклор сегодня изучают более 11 тыс. юных москвичей. Об этом сообщила пресс-служба департамента культуры столицы. «Народному творчеству обучают в 112 школах и колледжах искусств. Ребята осваивают три направления: «Народные инструменты», «Музыкальный фольклор» и «Сольное народное пение». Одновременно они знакомятся с культурным наследием страны – сказками, играми, былинами, пословицами, узнают о традиционных ремеслах», – приводятся в сообщении слова заместителя мэра Москвы Натальи Сергуниной.

Как указано в материале, ребята по поступлении в школу могут убедиться в разнообразии национального фольклора. На выбор им предлагают сольное выступление или в ансамбле, а также множество инструментов – балалайку, домру, гусли, баян, аккордеон или гитару. Занятия не ограничиваются одним направлением: певцов учат аккомпанировать себе, музыканты изучают танцы. Марина Еремина, преподаватель музыкального фольклора в детской музыкальной школе имени Сафонова, считает, что люди нуждаются в своей истории. И творчество – один из самых доступных способов ее познать.

«Традиционная культура, передаваемая из уст в уста, от поколения к поколению, охватывает все аспекты жизни древних русичей: бытовой уклад, мировоззрение, отношение к семье. Исследуя, как жили наши предки, мы начинаем понимать их и самих себя. Фольклор открывает детям мир чувств, развивает мышление и воображение», – пояснила Марина.

Многообразие русского фольклора охватить сложно: культура разных областей (а порой и соседних сел) отличалась друг от друга диалектами, жанрами, ритмом песен, хореографическими приемами, костюмами. Кроме того, у каждого музыканта своя манера исполнения. Поэтому учащиеся направления «Музыкальный фольклор» нередко специализируются на конкретной местности. Юные артисты выезжают вместе с преподавателями в экспедиции, где перенимают мастерство у местных жителей. Так, ансамбль Марины Ереминой выбрал для себя традиции Липецкой области. Ученица Ереминой, 14-летняя вокалистка Анна Киршанкова, призналась, что творческие поездки для нее – любимая часть учебной программы. «Меня приводит в восторг, когда местные жители, бабушки и дедушки, услышав звуки гармони, начинают петь старинные песни. Благодаря экспедициям, у меня есть уникальная возможность познакомиться с красотой одежды и утвари тех времен. Мы узнаем о традициях от непосредственных носителей и сохраняем их», – гордится Анна. Отмечается, что учащиеся всех трех направлений занимаются несколько раз в неделю. Например, уроки по вокалу начинаются с распевки, дыхательной гимнастики (пение построено именно на технике дыхания), дикционных упражнений, затем переходят к повторению старых и разбору новых песен. Есть групповые и индивидуальные программы обучения. Но при любом формате педагог ищет подход к каждому ребенку. «Искусство – не точная наука, нельзя подогнать учеников под универсальную формулу. Воспитание творческой личности требует творческого подхода. Наша задача – стать ребенку и учителем, и наставником, и другом. Кроме того, потенциал и цели у детей разные. Для кого-то незначительный, казалось бы, успех может быть победой, за которой стоит огромный труд», – приводит пример из своей практики Марина Еремина. Как уточняется, занятия по сольному пению проводят только индивидуально. На них предусмотрено глубокое погружение в традиционную культуру, также здесь постигают азы вокала, расширяют диапазон голоса. Воспитанники исполняют как народные песни, так и современные композиции в народном стиле. При этом в будущем они могут стать и эстрадными артистами. Взрослея, некоторые дети начинают стесняться того, что исполняют народную музыку.  «Маленькие дети занимаются фольклором с удовольствием, но, когда подрастают, начинают испытывать стеснение, которое трудно преодолеть. Я объясняю им, что они не должны никому подражать, что им надо быть самими собой, а не как все. Если этот барьер с подростком пройдешь, он станет фанатом своего дела. Мне приятно, когда выпускники возвращаются в школу, рассказывают о себе, зовут на концерты», – приводятся в материале слова преподавателя сольного народного пения детской школы искусств имени Флиера Натальи Лысенко.  Сообщается, что ребята действительно относятся к выбранному ими виду искусства с трепетом. Ученица Натальи Лысенко, 11-летняя Светлана Соболева, объясняет, что народный вокал свободнее – в отличие от того же эстрадного, у которого есть четкий стандарт. Ей есть с чем сравнить: раньше девочка ходила на хор, где нужно было просто стоять и петь свою партию. «Фольклор дарит всплеск энергии. У него нет границ, можно смело импровизировать. За каждой песней стоят старинные традиции, ее интересно исполнять. Правда, сольное пение сложнее, нужно уметь управлять своим голосом. В ансамбле можно за кого-то «спрятаться», а если ошибешься один, публике будет слышно», – отметила юная артистка. С народными инструментами связан другой стереотип: о скудности репертуара. Кирилл Лаврушкин, преподаватель игры на балалайке в Детской музыкальной школе имени Шебалина, с ним совсем не согласен. «Многие думают, что на балалайке играют лишь народные песни и частушки. Да, у нее всего три струны, но набор звуков очень богат. Балалайка звучит в театральных постановках и операх, современные композиторы включают ее в произведения, даже джазовые. Если привить ребенку любовь к инструменту и наладить контакт, он достигнет успехов», – делится секретом Кирилл. Сообщается, что в этом году Василий Колосов, выпускник Кирилла Лаврушкина, поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных. Преподаватель гордится тем, что смог раскрыть его талант. И сам студент благодарен своему наставнику. «Кирилл Дмитриевич поддерживал, верил в меня. Вообще преподаватели не воспринимали нас как работу. Они «болели» за нас, хотели, чтобы мы чего-то добились. Перед концертом говорили: играй для себя, а не для того, чтобы впечатлить публику. Это помогало справиться с волнением. Такие чуткие педагоги и позволяют достигнуть вершин», – уверен Василий. Он добавил, что школы и колледжи искусств регулярно организуют концерты. На них ученики могут продемонстрировать плоды своих трудов и получить «обратную связь» от зрителей. Если учитель видит в ребенке хотя бы маленький росточек потенциала, то старается выставить его на конкурс. Например, в Год культурного наследия народов России (2022) состоялся концерт «Виват фольклор!» в рамках Недели московских школ искусств на ВДНХ. А на Большом фестивале школ искусств в том же году учащиеся народных направлений показывали свое мастерство в концертном зале «Зарядье». «Юные дарования Москвы постоянно становятся победителями таких конкурсов, как Международный фестиваль этнической музыки и ремесел «Мир Сибири», Всероссийский конкурс юных талантов «Синяя птица», Международный фестиваль-конкурс вокалистов «Оптинская весна», Всероссийский этнографический фестиваль музыки и танца «Тимоня». Артисты пробуют свои силы и в конкурсе грантов мэра Москвы в сфере культуры и искусства. В этом году Гран-при завоевала исполнительница на балалайке Анна Батова, ученица школы имени Одоевского, а в прошлом – Русский народный оркестр колледжа Московского государственного института музыки имени Шнитке», – говорится в сообщении. Как сообщается в материале, не каждый ребенок стремится к славе. Но педагоги отмечают, что даже те ребята, которые не собираются становиться профессиональными артистами, трудятся упорно. Ведь где, как не в школе искусств, будет возможность выйти на сцену. Фольклор стимулирует личностный рост ребят.

Брат Василия Колосова, 11-летний Петр, тоже учится игре на балалайке в школе имени Шебалина. Младший Колосов – лауреат второй и третьей степеней Всероссийского фестиваля «Александр Цыганков и Андрей Горбачев приглашают». Музыка для него – скорее хобби, чем призвание, но она помогла ему раскрыться, побороть застенчивость. Также педагог Наталья Лысенко подчеркнула, что народное творчество развивает в детях индивидуальность. «Чтобы завоевать зрителей, нужно уметь себя преподнести, достучаться до каждого, кто сидит в зале. Это требует огромной работы над собой. И когда это получается, дети обретают уверенность, их самооценка повышается», – добавила она.