Войти в почту

Кукольный ужастик от Театра Образцова украсил закрытие фестиваля "Маршак"

"Белая уточка" Бориса Константинова поставила эффектную точку в программе IX детского театрального фестиваля "Маршак", который проходил в Воронеже в дни школьных каникул. Форум собрал более девяти тысяч зрителей, подарил публике разноплановых 13 спектаклей и книжную ярмарку, на которой было представлено два десятка издательств. Все мероприятия, включая мастер-классы и творческие встречи, посетили 10,5 тысячи человек.

Кукольный ужастик от Театра Образцова украсил закрытие фестиваля "Маршак"
© Российская Газета

Спектакль закрытия оказался, пожалуй, самым неожиданным - славянский фолк-хоррор пощекотал нервы даже взрослым зрителям. А уж подростки, на которых "Белая уточка" и ориентирована прежде всего, смотрели во все глаза, сбросив маски всезнающих скептиков.

Для Театра кукол имени Сергея Образцова эта постановка была экспериментом. Первоначально страшную сказку о том, как княгиня нарушила данное мужу слово и по воле ведьмы превратилась в птицу, хотели представить в формате читки - шла пандемия, артисты пытались поддержать контакт со зрителем. Но Екатерина Малетина и Максим Кустов сделали вместо читки эскиз, а потом худрук Борис Константинов превратил его в полноценный спектакль.

Он же придумал декорацию в виде болотной кочки, усыпанной красными ягодами. Когда в лесу встречаешь брусничник, трудно удержаться, не потянуться за лакомством, уходя все дальше в глушь. Такое воспоминание из детства стало для режиссера центральным символом истории, воплощением искушения, которое героиня не смогла преодолеть.

"Высокого терема не покидай, худых речей не слушайся, с дурными людьми не ватажься!" - наказывает князь жене. Маленькое отступление от обещания - и вот уже весь мир вывернулся наизнанку. На месте белолицей княгини - оборотень с пугающей маской на макушке, ломаными движениями и черными перьями вместо пальцев. Да и вернувшегося князя как подменили: от любви осталась похоть. Белая уточка, вырастившая троих сыновей, теряет их - тоже ослушались, полетели за реку… Спасает положение трогательный Заморыш с редкими перьями-веточками на голове. Кукла птенца раскачивается на качелях и живет как бы сама собой, без видимого участия человека.

"Белая уточка" построена как сон, череда быстро сменяющихся картин: вместе с героиней зритель то проваливается в туман и голубую воду озера под зловещее уханье и шелест, то выныривает, то снова проваливается - уже в сундук-терем, занятый ведьмой. Вскидываются огромные крылья, шевелятся руки-коряги, мигают в темноте болотные огоньки. Впечатление довершают языческие заговоры и заклинания (настоящие и придуманные), ритмичная музыка, созданная с помощью этнических инструментов и электроники. Стоит героям дойти до хеппи-энда, как греза развеивается - и перед публикой снова мечется сложенная из рук заколдованная белая уточка.