Войти в почту

Материнское поле

Проникновенная повесть кыргызского и русского писателя Чингиза Айтматова "Материнское поле" нашла впечатляющее сценическое воплощение в балете-оратории на либретто Мустафы Ахунбаева и Марклена Баялинова. Коллектив Кыргызского Театра представил серьёзную творческую работу, претендующую на большой отклик у зрителей. Гости из Бишкека продемонстрировали развёрнутое эпическое действо в трёх актах с прологом и эпилогом, которое по масштабу национальных и общечеловеческих тем вышло за рамки балетного жанра. Хореографическая оратория - это синтез искусств и жанров, широко оперирующая всеми видами воздействия на зрителя. Музыкальное полотно Молдобасанова - это высокохудожественное вокально-симфоническое произведение, выдержанное в лучших традициях русско-советской композиторской школы. Солирующее сопрано, хор, оркестр, не смотря на то, что в спектакле звучит фонограмма - также действующие лица повествования. Режиссёр-постановщик Мустафа Ахунбаев и хореограф Уран Сарбагишев создали удивительную пластическую партитуру балета. Созданный в 1975 году спектакль сегодня прозвучал необыкновенно остро. Национальными традициями кыргызской народной культуры проникнут весь дух постановки, но гуманистический контекст балета-оратории очевиден - он универсален. Война ужасна и неприемлема нигде и никогда. История старой киргизки Толгонай, у которой лихая година унесла мужа и трёх сыновей, и, в её лице, судеб многих людей заканчивается хвалебной песней. "Споём славу Человеку! Он выше всех, мудрее всех. Он бессмертен!" - восклицает Чингиз Айтматов. Исполнение партии Толгонай Даяной Кыдыралиевой отличалось большой выразительностью. Танец, который включал классические па, народные элементы и современный стиль был насыщен движениями тела, отвечающими именно за психологическое состояние героини. Такой психологизм солистка также выражала весьма убедительной драматической игрой. Мимика, весь облик балерины соответствовал трагедийности образа и происходящим событиям. Накал драматизма привнесла и исполнительница партии её невестки Алиман - Акмоор Кийизбаевой. Три сына Толгонай и её муж Суванкул (К. Надырбек) с выразительными азиатскими лицами смотрелись сценически красиво: Тилек Кийизбаев (Касым), Санжар Омурбаев (Жайнак), Фарух Садыркулов (Майсалбек). У солистов получилось много хорошо выполненных верхних поддержек, но случались и помарки в классических танцевальных фигурах. Заслуженные аплодисменты от зала получил смелый переброс Алиман из рук мужа Касыма на руки чабану (Атабек Садыркулов). Образ единственного солдата, вернувшегося с войны в родное селение, актёрским танцем изобразил Аслан Алиев. Вся хореография балета наполнена оригинальностью сценических решений. Эффектными были массовые сцены с активными разновекторными перемещениями артистов по сцене. Особенно запомнились ярко окрашенная национальным колоритом сцена жатвы со сложным рисунком групп танцующих в первом действии и танца девушек и солдат во втором. Девушки и юноши двигались навстречу друг другу по двум вытянутым кругам, рисуя картину вокзалов, эшелонов, суету проводов на фронт. Как участники не столкнулись на маленькой сцене Оперного центра и чисто выполнили сложные перестроения показало уровень кордебалета Бишкекского театра. В афише VIII Фестиваля музыкальных театров ВИДЕТЬ МУЗЫКУ в этом году заявлено немало спектаклей на военную тематику. Этим музыкальный театр, как культурная институция, выражает свою позицию быть в контексте сегодняшнего сложного времени. Искусство предостерегает нас от новых трагедий: могут ли люди жить без войны?

Материнское поле
© Ревизор.ru