Войти в почту

В Москве завершился VIII Международный конкурс-фестиваль имени Александра Фраучи

Международный конкурс и фестиваль имени Фраучи был основан Марией Латинской-Фраучи как дань памяти любимому супругу - выдающемуся гитаристу, педагогу, профессору Александру Фраучи. Он был одним из первых музыкантов, кому довелось исполнить на сцене Большого зала Московской консерватории вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром России под руководством Евгения Светланова знаменитый Аранхуэсский концерт Хоакина Родриго.

В Москве завершился VIII Международный конкурс-фестиваль имени Александра Фраучи
© Российская Газета

Художественный руководитель фестиваля-конкурса им. А. Фраучи Дмитрий Илларионов был на том вечере и прекрасно помнит те фантастические мгновения и божественную игру Фраучи.

Вера Данилина. Фото: Пресс-служба фестиваля имени Александра Фраучи

"Мы очень благодарны всем залам, с которыми сотрудничаем, - говорит Дмитрий Илларионов, - сцена Большого зала консерватории заставляет тебя дышать по-другому. Премьеры и открытия - непременный атрибут каждого из наших фестивалей. Мне бы хотелось, чтобы каждый раз специально к фестивалю Фраучи происходил заказ на мировую премьеру сочинений композиторов из разных стран мира. В этом году Андрей Зеленский создал для нас потрясающую симфонию звуков с участием гитар. Мы всегда ценим те традиции, которые вложил в нас, учеников, Александр Фраучи. И кстати, Евгений Федорович Светланов высоко ценил исполнительское искусство Фраучи и говорил музыкантам струнной группы Госоркестра, что надо слушать Чакону Баха в исполнении Фраучи. Каждый новый концерт - это отдельная история, вписанная в главу большого гитарного романа. Мы фактически возвращаем гитару в консерваторию с того самого момента в 1926 году, когда великий Андрес Сеговия, выйдя на сцену Большого зала, кардинально изменил отношение к гитаре как к классическому инструменту. Александр Иванов-Крамской после того концерта посвятил свою жизнь гитаре, ну а Александр Фраучи был одним из его учеников".

Фото: Пётр Колчин/пресс-служба фестиваля имени Александра Фраучи

Мечта Александра Фраучи возвести у себя на даче маленький концертный зал для гитарных концертов воплотилась в идее будущего фестиваля-конкурса его имени. За всю историю его проведения в Москве побывало огромное количество участников более чем из 20 стран мира. Победители и лауреаты конкурса известны по всему миру: это Ровшан Мамедкулиев, Артем Дервоед, Тон-Йе Чан, Марк Топчий, Павел Кухта, Джулия Балларе, Богдан Михайлеску, Карлотта Далия и Вера Данилина. Замечательная нижегородская гитаристка в этом году одержала победу, став обладательницей первой премии конкурса.

Концерты фестиваля состоялись на лучших академических площадках столицы: Большом зале консерватории, концертном зале "Зарядье", концертном зале РАМ имени Гнесиных и Соборной палате.

Фото: Пётр Колчин/пресс-служба фестиваля имени Александра Фраучи

На сцене Большого зала консерватории в сопровождении Симфонического оркестра OpensoundOrchestra под управлением Станислава Малышева выступили талантливые музыканты, известные представители российской гитарной школы, лауреаты международных конкурсов - Дмитрий Илларионов, Артем Дервоед и Анатолий Изотов, а также приглашенный испанский гитарист Хосе Мария Гайярдо дель Рей. Специальные гости вечера - Ольга Калинова (виолончель), Николай Сивчук (баян) и Кирилл Россолимо (кахон).

Художественный руководитель фестиваля Дмитрий Илларионов в каждом новом проекте делает акцент на гитарных премьерах, в том числе мировых. На этот раз это специально написанное по заказу фестиваля сложное авангардное сочинение для двух гитар, виолончели и оркестра современного композитора Андрея Зеленского Sem-la ("Семь-ля"), буквально созвучное со словом "Земля".

"Я подразумевал это произведение в форме большого цикла, там будут четыре части света: Запад (закат), Восток (восход), Север и Юг, - отмечает композитор Андрей Зеленский, - дирижер начинает исполнение, показывая руками стороны света. Мне важно было представить Землю с разных точек. Я очень беспокоюсь за состояние нынешнего мира. Как-то услышал боль Земли в одном из своих снов, она мне объясняла то, что я вижу: траву, цветы и деревья. А ведь это все из ее глубинных недр произрастает. Вторая тема - это солнце, своеобразная прелюдия к восходу. Оно светит для всех, национальность людей здесь не имеет значения. Человек не должен потерять в себе веру и чувство собственного достоинства".

Фото: Пётр Колчин/пресс-служба фестиваля имени Александра Фраучи

Еще несколько российских премьер украсили программу открытия фестиваля - это двойной концерт для гитары, баяна и струнных итальянца Роберто Ди Марино, "Венецианский карнавал" для гитары с оркестром британского композитора Стивена Госса и, наконец, авторский опус Хосе Марии Гайярдо дель Рея Diamantes para Aranjuez для гитары, кахона и оркестра (посвящено Аранхуэсскому концерту Хоакино Родриго к 75-летию со дня премьеры произведения). В последнем опусе солировал сам автор.

"Я принял решение сочинить собственное произведение, которое назвал "Бриллианты Аранхуэса", - рассказывает музыкант, - мне хотелось показать свою любовь к этому сочинению Родриго. Благодаря Аранхуэсскому концерту я стал известен. Мне хотелось привнести что-то такое наиболее знаменательное миру в дань к этому великому произведению искусства".

Сенсационное выступление в концертном зале Российской Академии музыки им. Гнесиных бразильского гитариста-семиструнника Яманду Коста собрало многочисленных поклонников таланта виртуоза. В своем творчестве он искусно сочетает смесь латиноамериканских танцев - босса-нова, шоро, самбу, милонгу, чамаме. В России Коста часто бывает с концертами. Однако на фестивале-конкурсе им. А. Фраучи участвовал впервые. Специально для этого события он сочинил новую композицию "Русское наследие" и представил ее на суд публики в собственном исполнении.

Кульминацией фестиваля стал музыкальный вечер в Зарядье, когда в формате своеобразного гитарного турнира на одной сцене собрались Дмитрий Илларионов, Хосе Мария Гайярдо дель Рей и китаянка Шуаньшуань Сун. Уникальный в своем роде поединок гитаристов-соперников прошел в четырех раундах при участии камерного оркестра "Солисты Нижнего Новгорода" под управлением Максима Новикова. В роли герольда турнира выступил известный музыкальный журналист, теле и радио ведущий Артем Варгафтик.

Фото: Пётр Колчин/пресс-служба фестиваля имени Александра Фраучи

Каждый из туров был посвящен разным музыкальным направлениям - от эпохи барокко (концерты Иоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди и Иоганна Фридриха Фаша) до романтических миниатюр (Сонатина Федерико Морено Торробы, фортепианный экспромт Франца Шуберта в транскрипции для трио гитар) и музыки наших современников (фрагменты сюиты "Лорка" Хосе Марии Гайярдо дель Рея, концерта "Влюбленные бабочки" Хэ Чжаньхао - Чэнь Ган и пьесы "Triorio" Алексея Айги). Отдельный тур дополнила музыка самого Хоакино Родриго - "Фантазия для благородного рыцаря". В финале вечера все участники исполнили темпераментную Астурию ("Легенду") Исаака Альбениса, поочередно солируя в сопровождении оркестра.