Войти в почту

На широкий экран вышел первый большой фильм, созданный в Тюмени тюменцами

Шестилетняя страда съемочной группы первого полнометражного фильма родом из Тюмени "Папаша в бегах" наконец закончилась красной ковровой дорожкой, пресс-конференциями и фотосессиями, аншлагом в зале, довольно теплыми отзывами зрителей и доморощенных критиков.

На широкий экран вышел первый большой фильм, созданный в Тюмени тюменцами
© Российская Газета

В Западной Сибири нет своей киношколы, не обзавелась она аксакалами с хлопушкой, да и опыт в документалке ли, в художественных короткометражках какой-то пунктирный, недолгий. Однако молодежь, как те романтики-геологи, поверившие в природные богатства региона, настроилась расшевелить болото. И вот 11 ноября - тюменская премьера во Дворце культуры "Нефтяник", 13-го - в московском кинотеатре "Октябрь", с 16-го - прокат в 1287 кинотеатрах страны. Молодцы? Как минимум в том, что не отказались от мечты делать локальные фильмы для больших экранов. Над ними многие подшучивали, теперь молчат. Ничего-ничего, им бы только времени и тренировки.

Не скоро дело делалось

Об идее фильма тюменцы рассказали еще в 2017 году на форуме молодежи Уральского федерального округа "Утро" в Челябинской области. Тогда начинающий продюсер Андрей Зубов получил губернаторскую "контрамарку": хочешь снимать - собирай людей. Раскручивать житейскую историю про непутевого вахтовика продолжили на Всероссийском питчинге дебютантов в Екатеринбурге уже через год. Изначально планировалась драма: заросший щетиной мужик, работающий у черта на куличках, спасает беспризорника. Но в ходе написания сценария поняли: нужна комедия, а еще лучше - пародия на комедию с ее приевшимися штампами. Так и закрепилось. В 2019 году - короткий метр "Поезд на Север" на конкурсе "Гранат". Далее 25-миллионный грант от министерства культуры России, поддержка Президентского фонда культурных инициатив и местного правительства, чтобы выдать на-гора уже полный метр под названием "Вахтовый метод". Правда, незадолго до презентации у картины поменялось имя: на тестировании фокус-группа призналась, что слово "метод" вгоняет в тоску, для комедии нужно незатейливо веселое. Да и самая первая идея и конечный результат как Арктика и Антарктида, весьма не похожие друг на друга.

В общем, вахтовик Анатолий, измученный беременной женой, убегает на дополнительные смены в Когалым. В поезде знакомится с хитрым подростком Колей. После череды внезапных казусов Толю объявляют в розыск как маньяка, укравшего ребенка, и устраивают погоню. Став сообщниками поневоле, попутчики уже вместе стремятся в северный городок: один на работу, а второй как будто к семье. А счастье-то для каждого было совсем рядом… Здорово, что они его находят.

Свои и приглашенные

Как пошутили на домашней премьере, "Папаша" - на 72 процента местного производства, очевидно, имея в виду автомобильный код региона. Локации-декорации - тюменские и околотюменские. В массовке занято более 400 человек. На второстепенных ролях - творческая молодежь и актеры театров города. Главные роли - у столичных Михаила Тройника, Ирины Горбачевой, Анны Уколовой, Кирилла Полухина, Леонида Громова. Даже у пермяка Ярослава Могильникова, исполнившего роль Коли, уже пять работ. Таким образом опытные поддержали полнометражный дебют режиссера и сценариста Алексея Южакова из маленького городка Ялуторовска, где отбывали ссылку декабристы. "Папаша в бегах" - практически про него, штрихи к портретам киногероя и реального человека схожи. Беспроигрышный вариант: хочешь написать книгу - пиши про себя, снимать кино - снимай о себе.

Леша, вы с ребятами всерьез взялись ломать стереотип, что за МКАДом нет кино?

Алексей Южаков: Культура не может очагово "сидеть" в Москве и Петербурге, она должна рассредоточиваться, множиться, иначе мы потеряем самобытность, индивидуальность, "настоящность". Все, что делаем сейчас, - для нашей молодежи: не надо ей бежать в большие города, давайте созидать там, где живем. Как раз недавно дискутировали на глобальную тему про сибирское кино.

А оно все-таки существует?

Алексей Южаков: Оно есть и именно сейчас по-новому себя открывает! Благодаря технологиям снимать можно хоть где. При всей моей любви к столице она несколько приелась в фильмах. Я, например, хочу видеть искренние и понятные истории про меня, обычного парня. Когда нашли идею для "Папаши", мы так в нее вцепились!.. Три года, представляете, воевали со сценарием. Спрашиваешь у людей, кто такой вахтовик. И начинается: пьяный мужик в плацкартном на боковушке у туалета. Миша Тройник, сыгравший Толю, на примерке костюмов недоумевал: почему он так прилично одет. Притом что сам родом из Ярославской области и, казалось, многое знает. Мы хотели сломать стереотип и про "киноМКАД", и про то, что вахтовики - бродяги. Да они, быть может, самые живые и настоящие, а проблем у них больше, чем у профессуры. В общем, что хочу сказать: в глубинке столько мест и персонажей, снимай и снимай!

Слышала, "Папаша" - история терапевтическая.

Алексей Южаков: Да. Я сам долго шел к отцовству, задавая вопросы: а что смогу дать, как буду воспитывать, заработаю ли деньги на все нужды. Сценарий, а затем фильм все расставили по местам. Не надо бояться ответственности. Надо действовать во имя родных и любить их. Теперь я молодой отец в квадрате: сын родился в октябре, кино выпустили в ноябре.

Возможно, наиболее точно желание тюменцев закрепиться в постиндустриальной экономике описала Ирина Горбачева. Роль в комедии у нее небольшая, но яркая.

- Я ехала в Тюмень за сердечным общением. Встретила заряженных на творчество людей. Ребята светились, звенели. За шесть лет они не перегорели, не сдались, не опустили руки. Говорят: есть деньги, почему бы не снять кино, господи, ерунда какая! А тут - невозможно скромный бюджет. Весь город подключился, чтобы помочь - деньгами, советами, техникой, реквизитом, объектами для съемок. Это пример для всех. Региональному кино необходимо давать шанс, потому что оно очень честное, - заметила актриса.