Войти в почту

«Анюта» — первая балетная премьера сезона в Мариинском театре

«Анюта» — первая балетная премьера сезона в Мариинском театре
© Antenna Daily

8 и 9 декабря (в 12:00 и 19:00) на исторической сцене Мариинского театра состоится первая балетная премьера сезона — «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина. Сюжет рассказа Антона Чехова «Анна на шее» предстанет в хореографическом воплощении, созданном Владимиром Васильевым.

Первое знакомство зрителей с «Анютой» случилось вовсе не в театре — уникальность биографии этого балета в том, что он был создан для телевидения, став едва ли не единственным в истории случаем переноса с экрана на сцену, а не наоборот. Автором идеи телебалета выступил ленинградский режиссер и сценарист Александр Белинский, в постановочном списке которого к тому моменту уже были телебалеты «Галатея», «Жиголо и​ Жиголетта», «Старое танго», однако именно «Анюту» в будущем ждал невероятный успех и народное признание.

Мировая премьера спектакля состоялась в​ Италии в​ 1986​ году — она имела оглушительный успех

Услышав романтический вальс другого ленинградца, Валерия Гаврилина, Белинский​ зажегся идеей фильма на сюжет «Анны на​ шее» Чехова. Балетная партитура была создана из разных сочинений композитора, инструментованных дирижером Станиславом Горковенко. Мелодичность сочинений Гаврилина идеально передавала чеховские интонации: пейзаж маленького провинциального городка, мещанский быт и феерию бала, душевные терзания героев и неизбежную горечь финала. В качестве хореографа Белинский пригласил известного танцовщика, народного артиста СССР Владимира Васильева, который, к тому же, выступил и как сорежиссер, и как исполнитель роли отца Анюты Петра Леонтьевича.

Фильм-балет вышел на экраны в 1982 году. Заглавную партию в нем исполнила неподражаемая балерина Екатерина Максимова — естественная, хрупкая, точная. Ее тонкий драматический талант позволил создать живой объемный образ, а искренность покорила сердца миллионов зрителей. Фильм увидел директор неаполитанского театра Сан-Карло, он​ и​ предложил Васильеву перенести телебалет на театральную​ сцену. Мировая премьера спектакля состоялась в​ Италии в​ 1986​ году — она имела оглушительный успех.

Перенос с экрана в театр потребовал большого объема работы: появились новые сцены и новые лица и, конечно, добавилась музыка. Однако главная черта «Анюты» как телебалета осталась: блестящего исполнения хореографии недостаточно, артистам необходимо обладать особым драматическим талантом и применять все краски своего актерского дарования.

Вскоре после итальянской премьеры с «Анютой» познакомилась московская публика, а затем балет начал торжественное шествие по российским и зарубежным сценам, которое продолжается почти сорок лет. Сегодня более десятка российских городов могут похвастаться собственной «Анютой» в репертуаре: от Челябинска до Йошкар-Олы, от Новосибирска до Воронежа.

«Удивительно, что и сегодня этот балет продолжает быть востребованным, заставляя зрителя сопереживать судьбам чеховских героев. „Анюта“ живет, обрастая новыми красками с каждым новым поколением исполнителей. Мне кажется важным, чтобы балетные артисты имели возможность соприкоснуться с Чеховым и Гаврилиным на сцене, умели чувствовать сами и передавать зрителям удивительно тонкое ощущение добра и красоты, присущее этим авторам», — отмечает Владимир Васильев.

Главные партии в Мариинском театре готовят: Анюта — Надежда Батоева, Рената Шакирова, Мария Хорева, Оксана Скорик, Анастасия Лукина, Мей Нагахиса, Елена Свинко, Александра Хитеева, Мария Ширинкина; Петр Леонтьевич — Александр Сергеев, Максим Зюзин, Ислом Баймурадов, Василий Щербаков, Роман Беляков, Константин Зверев, Андрей Ермаков, Тимур Аскеров, Никита Корнеев, Алексей Тимофеев; Модест Алексеевич — Аарон Осава-Горовиц, Максим Изместьев, Владислав Шумаков.

Мариинский театр Санкт-Петербург, Театральная площадь, д. 1