Войти в почту

В "Геликоне" придумали оперу для детей

В спектакле "Страна забытых сказок" постарались вспомнить не модные, растиражированные истории, а позабытые русские сказки, точнее, их героев. Автором сценария выступила Марина Скалкина, режиссером-постановщиком Илья Ильин, сценография Ростислава Протасова, костюмы придумала Татьяна Куликова, место за дирижерским пультом занял Артем Давыдов.

В "Геликоне" придумали оперу для детей
© Российская Газета

На сцене выясняют отношения Кикимора, Водяной, Леший, Соловей-разбойник, Чудо-юдо, Лихо Одноглазое и еще десяток героев, которых играют артисты, а еще цифровые персонажи (они появляются на световых панелях-декорациях: Дракон, Жар-птица и волшебный горшочек, который варит гигантскую порцию каши). Оказывается, сказочные злодеи очень страдают от того, что дети перестали читать книги.

Лаконичный и динамичный спектакль получился очень красивым прежде всего благодаря костюмам от Татьяны Куликовой. При этом партитура спектакля не оригинальная, а собранная по принципу "пэчворк". Использованы фрагменты классических произведений, в основе которых есть что-то мистическое. Повествование начинается с пьесы "Баба Яга" Мусоргского и чуть позже действо возвращается к сочинениям композитора, и звучит его "Ночь на Лысой горе". Только музыки Римского-Корсакова в спектакле больше: исполняются эпизоды из опер "Золотой петушок" и "Сказка о царе Салтане".

Возникают и более редко звучащие произведения: ноктюрн Дебюсси "Сирены" или "Мамбо" из мюзикла Бернстайна "Вестсайдская история", "Марш Лебедя, Рака и Щуки" из цикла Шнитке "Эпизоды" или народное сказание для оркестра Лядова "Кикимора". Симфонический оркестр из ямы переместился на сцену и было бы хорошо, если бы стал важным героем сказки, чтобы дети получили возможность рассматривать инструменты. Но музыканты и дирижер скрыты за декорацией. А под занавес повествования шедевр немецкой вокальной лирики - песню Шуберта "Лесной царь", гениальную философскую миниатюру, трактуют на уровне детского сказочного номера, что уж слишком большое допущение. Волшебное путешествие вполне предсказуемо заканчивается "Исчезновением Кощеева царства" из балета Стравинского "Жар-птица".

И еще то, о чем нельзя не заметить без сожаления: вся музыка в оперном театре звучит очень громко, почти с дискотечным усилением. До такой степени, что производит "искусственное" впечатление. Но история, конечно же, завершится абсолютным торжеством добра: ведь в каждом злодее всегда таится хоть капелька чего-то хорошего! И сказочным героям удалось добиться того, чтобы детвора снова полюбила читать книги.

В самом финале на сцене появляется мальчонка, как прекрасное олицетворение будущего человечества. Участник тренинг-студии кино "Актер" юный Леон Тафары напоминает тем, кто в зале постарше, коду легендарного фильма "Цирк" и заставляет задуматься над тем, чтобы наши дети всегда помнили о том "О, сколько нам открытий чудных / Готовят просвещенья дух".

Кстати

В дни новогодних каникул "Геликон" самой маленькой своей аудитории покажет еще один волшебный спектакль "Сон в зимнюю ночь".