Войти в почту

Какую историю изучают в школах Украины, Эстонии и Молдавии

В Москве представили исследование "Войны памяти. Битва за прошлое". В его основе лежит изучение содержания учебников истории, выпущенных на Украине, в Молдавии и Эстонии. Почему выбрали именно учебники, когда исторические мифы - одна из самых популярных тем для фальсификаций, например, в цифровой среде, на сайтах, в блогах и социальных сетях?

Какую историю изучают в школах Украины, Эстонии и Молдавии
© Российская Газета

Ответ прост: интерпретация исторических событий в школьной программе представляет собой версию истории, официально принятую в государстве и прошедшую утверждение соответствующими государственными органами. Кроме того, именно курс истории, изучаемый в рамках школьной программы, закладывает основы исторической памяти общества и народа.

Несколько поколений Украины и других бывших советских республик выросло на учебниках, которые полны фейков, убежден научный руководитель Российского военно-исторического общества Михаил Мягков. За тридцать лет, к примеру, упоминание о Бандере в несколько строк в украинских пособиях разрослось до многостраничного параграфа, а Ковпак и другие украинские герои-партизаны, сражавшиеся на стороне Красной Армии против Гитлера, вообще исчезли оттуда. Мягков привел еще несколько актуальных примеров. Один из них из молдавского учебника истории, который называется "История румынского народа": "Операция по освобождению Бессарабии и Буковины в 1941 году проходила в два этапа. 16 июля немецко-румынская армия вошла в Кишинев, а 26-го главные цели Румынии в войне были достигнуты". Напомним, что Румыния сражалась на стороне Гитлера.

По мнению председателя правления РИО Руслана Гагкуева, исследование, которое сегодня представлено, показывает, что ряд стран встали на сознательный путь подмены реальной истории - историей несуществующей. "Все мы видим, что происходит с памятниками, монументами, мемориалами, посвященными советским воинам-освободителям в бывших советских республиках, - заявил он. - Важно доносить нашу позицию не только в РФ, но и давать информацию, давать реальные исторические источники на других языках". В таком качестве выступает проект РИО - учебное пособие, рассказывающее об истории Второй мировой войны с расчетом на зарубежную аудиторию. В следующем году планируется перевести его на 10 языков, создать отдельную страницу в интернете, где все желающие смогут найти и скачать его.

Между тем, как рассказал президент исследовательской и технологической компании "Крибрум", член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Ашманов, очень большой процент "перепрошивки" сознания происходит и в цифровом пространстве, а искажение истории специалисты там заметили уже 20 лет назад. Эти всплески особенно заметны в значимые для России даты. "Каждое 9 мая мы видим нападение на Зою Космодемьянскую или на Георгия Жукова, - сказал он на презентации. - Ежесекундно мы мониторим миллионы сообщений, все это можно посчитать, ужаснуться объему и увидеть системность этого процесса".

Игорь Ашманов считает, что существуют "наработанные шаблоны" для фейков, которые повторяются тысячи раз: "Так строится единый национальный исторический конструкт, абсолютно фальшивый. Он должен доказать, что, во-первых, вот этот народ очень древний, во-вторых, когда-то жил очень широко и сытно, внес огромный вклад в мировую цивилизацию и, конечно, всегда репрессировался и преследовался русскими, которые сами по себе ничего не представляют, и жили всегда за счет этого народа. Эта схема запускается в сеть специалистами, а потом люди с "перепрошитыми" мозгами эти нарративы добровольно распространяют".

Ашманов сообщил, что "Крибрумом" подготовлен отчет о проникновении фашизма на Украину. "Когда говорят, какой нацизм на Украине? У нас полтора фрика. Полтора фрика не смогли бы переименовать 200 улиц по всей стране и поставить сотни памятников пособникам фашистов", - заключил специалист.